Расщепление при доминантном эпистазе в F2. Задачи 319 — 323

Расщепление по генотипу и фенотипу при доминантном эпистазе

 

Расщепление по фенотипу при эпистазе — 13:3

 

Задача 319. 
У кур рыжую окраску оперения определяет ген А при отсутствии гена I. Если хоть одно из этих условий не выполняется – окраска белая. Скрестили две породы белых кур: одна имеет оба доминантных гена, другая – оба рецессивных. Каково будет расщепление по окраске оперения в F2.
Решение:
А — ген рыжей окраски оперения;
а — ген белой окраски оперения;
I — ген-супрессор, препятствует проявлению доминантного гена (А); 
i — ген не влияет  на выработку окраски;
А_I_ — белые куры;
А_ii — рыжие куры;
ааII — белые куры;
aaii — белые куры.
Схема скрещивания
Р: AAII   x     aaii
Г: AI           ai
F1: AaIi — 100%.
Фенотип:
AaIi — белые куры — 100%.
Единообразие поколения F1.
Схема скрещивания
Р: AaIi        х       AaIi
Г: AI; Ai              AI; Ai
   aI; ai              aI; ai
F2: 1AAII — 6,25%; 2AAIi — 12,5%; 2AaII — 12,5%; 4AaIi — 25%; 2Aaii — 12,5%; 2aaIi — 12,5%; 1aaII — 6,25%; 1AAii — 6,25%; 1aaii — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:2:1:1:1.
Фенотип:
AAII — белый ципленок — 6,25%; 
AAIi — белый ципленок — 12,5%; 
AaII — белый ципленок — 12,5%; 
AaIi — рыжий ципленок — 25%; 
Aaii — рыжий ципленок — 12,5%; 
aaIi — белый ципленок — 12,5%; 
aaII — белый ципленок — 6,25%; 
AAii — белый ципленок — 6,25%; 
aaii — белый ципленок — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
белый ципленок — 81,25%;
рыжий ципленок — 18,75%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 13:3.

Выводы:
1) расщепление по окраске оперения в F2 — 13:3, такое расщепление по фенотипу характерно при наследовании признака по типу доминантного эпистаза.


Расщепление по фенотипу при эпистазе — 12:3:1

Видео:Л.11 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.11 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

Задача 320.
Известно, что у овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска — доминантным геном В. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов окраска семян белая.
При скрещивании растений с черным зерном (ААВВ) и белым зерном (ааbb, все потомство F1 будет черным. Определить расщепление фенотипов в F2.
Решение:
А — ген черной окраски зерна;
а — ген белой окраски зерна;
В — ген серой окраски зерна;
б — ген белой окраски зерна;
(А_В_) — черная окраска зерна по фенотипу;
(А_в_) — черная окраска зерна по фенотипу;
(а_В_) — серая окраска зерна по фенотипу;
(аавв) — белая окраска зерна по фенотипу.
Схема скрещивания (1)
Р: ААBB     x     aabb
Г: АВ             ab
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — черная окраска зерна — 100%.
Наблюдается единообразие первого поколения.

Схема скрещивания (2)
Р: АвВв        х        АаВв
Г: АВ, Ав,              АВ, Ав, 
   аВ, ав               аВ, ав
F1:
1ААВВ; 2ААВв; 2АаВВ; 4АаВв; 1ААвв; 2Аавв; 1ааВВ; 2ааВв; 1аавв.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:1:2:1:2:1.
Фентип:
ААВВ — черная окраска зерна — 6,25%;
ААВв — черная окраска зерна — 12,5%; 
АаВВ — черная окраска зерна — 12,5%;
АаВв — черная окраска зерна — 25%;
ААвв — черная окраска зерна — 6,25%;
Аавв — черная окраска зерна — 12,5%;
ааВВ — серая окраска зерна — 6,25%;
ааВв — серая окраска зерна — 12,5%;
аавв — белая окраска зерна — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
Черная окраска зерна — 75%;
серая окраска зерна — 18,75%;
белая окраска зерна — 6,25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 12:3:1 (75% : 18,75% : 6,25% = 75/6,25 : 18,75/6,25 : 6,25/6,25 = 12:3:1).

Ответ: расщепление фенотипов в F2 — 12:3:1.


Задача 321.
У кукурузы пурпурная окраска зерен определяется присутствием в генотипе доминантного гена и отсутствием гена – подавителя, во всех остальных случаях – зерна белые. Какое расщепление будет в F1 в следующих скрещиваниях: а) АаIi х aaii; б) ААii х aaIi?
Решение:
А — ген пурпурной окраски зерна;
а — ген белой окраски зерна;
I — ген-супрессор, препятствует проявлению доминантного гена (А);
i — ген не влияет на выработку окраски;
А_I_ — белые зерна;
А_ii — пурпурные зерна;
ааI_ — белые зерна;
aaii — белые зерна.
а) Схема скрещивания 
Р: АаIi   х     aaii
Г: AI; Ai       ai
   aI; ai
F1: АaIi — 25%; Aaii — 25%; aaIi — 25%; aaii — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
АaIi — белые зерна — 25%; 
Aaii — пурпурные зерна — 25%; 
aaIi — белые зерна — 25%; 
aaii — белые зерна — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
белые зерна — 75%;
пурпурные зерна — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.

Ответ: расщепление по генотипу — 1:1:1:1, расщепление по фенотипу — 3:1.

б) Схема скрещивания 
Р: ААii   х     aaIi
Г: AI           aI; ai
F1: АaII — 50%; AaIi — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
АaII — белые зерна — 50%; 
AaIi — белые зерна — 50%;
Наблюдается единообразие фенотипа.

Видео:Эпистаз. ПолимерияСкачать

Эпистаз. Полимерия

Ответ: расщепление по генотипу — 1:1, расщепления по фенотипу нет, все зерна белые.


Задача 322.
У тыквы три цвета плодов: белая, желтая и зеленая. Доминантный аллель гена (А) определяет желтую окраску тыквы, рецессивный аллель (a) – зеленый цвет.Ген (В) проявляет эпистатическое действие – подавляет образование пигмента как желтого, так и зеленого цвета, делая их белыми. Рецессивный аллель (b) – не влияет на
проявление окраски плодов тыквы. При скрещивании растений с белыми (ААВВ) и зелеными (ааbb) плодами, все потомство F1 будет белым. Определить расщепление фенотипов в F2.
Решение:
А — ген желтой окраски плода;
а — ген зеленой окраски плода;
В — ген-супрессор — подавляет образование пигмента как желтого так и зеленого;
b — ген, который не подавляет образование пигмента;
А_В_ — белая окраска плодов;
А_bb — желтая окраска плодов;
ааВ_ — белая окраска плодов;
aabb — зеленая окраска плода.
Схема скрещивания 
Р: ААВВ    х      ааbb
Г: АВ             ab
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — белые плоды — 100%.
Наблюдается единообразие F1.
Схема скрещивания
Р: AaBb   х      AaBb
Г: AB; Ab        AB; Ab
   aB; ab        aB; ab
F2: F2: 1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — белые плоды — 6,25%; 
AABb — белые плоды — 12,5%; 
AaBB — белые плоды — 12,5%; 
AaBb — белые плоды — 25%; 

Aabb — желтые плоды — 12,5%; 
ААbb — желтые плоды — 6,25%; 
aaBb — белые плоды — 12,5%; 
aaBB — белые плоды — 6,25%; 
aabb — зеленые плоды — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
белые плоды — 75%;
желтые плоды — 18,75%;
зеленые плоды — 6,25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 75% : 18,75% : 6,25% = 12:3:1.

Ответ: расщепление в F2 — 12:3:1.


Задача 323.
Чем можно объяснить тот факт, что при скрещивании растений хлопка с коричневым и зеленым цветом волокна в первом поколении получаются растения с коричневым волокном, а во втором поколении появляются растения в основном с коричневым, некоторое количество с зеленым и очень немного с белым волокном?
Решение:
В — аллель гена зелёной окраски;
b — аллель гена белой окраски;
I — аллель гена, который подавляет проявление зеленой и белой окраски и обуславливает развитие коричневой окраски;
i — аллель гена, который не оказывает влияние на проявление окраски.
Наследование окраски волокна осуществляется по типу доминантного эпистаза. Известно, что при скрещивании коричневых дигетерозигот друг с другом в потомстве наблюдается расщепление по окраске волокна — 12 коричневая окраска : 3 зеленая окраска : 1 белая окраска. Однако анализ коричневых волокон в ультрафиолетовых лучах позволяет выделить два типа коробочек: 3, имеющих волокна только с коричневым пигментом, и 9 — с коричневым и зеленым. У растений последнего типа зеленая окраска оптически не видна, так как коричневый пигмент ее как бы подавляет, т. е. является ингибитором. 
Так как при скрещивании растений хлопка с коричневым и зеленым цветом волокна в первом поколении все растения с коричневым волокном, то для скрещивания были взяты растение с зеленым волокном с генотипом (iiBB) и растение с коричневым волокном с генотипом (IIbb).
Схема скрещивания
Р: IIbb     х     iiBB
Г: Ib             iB
F1: IiBb — 100%.
Фенотип:
IiBb — коричневая окраска волокна хлопка — 100%.
Наблюдается единообразие поколения в F1.

Схема скрещивания
Р: IiBb     х       IiBb
Г: IB; Ib           IB; Ib
   iB; ib           iB; ib
F2: 1IIBB — 6,25%; 2IIBb — 12,5%; 2IiBB — 12,5%; 4IiBb — 25%; 2Iibb — 12,5%; 2iiBb — 12,5%; 1IIbb — 6,25%; 1iiBB — 6,25%; 1iibb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:2:1:1:1.
Фенотип:
IIBB — коричневая окраска волокна хлопка — 6,25%; 
IIBb — коричневая окраска волокна хлопка — 12,5%; 
IiBB — коричневая окраска волокна хлопка — 12,5%; 
IiBb — коричневая окраска волокна хлопка — 25%; 
Iibb — коричневая окраска волокна хлопка — 12,5%; 
iiBb — зелёная окраска волокна хлопка — 12,5%; 
IIbb — коричневая окраска волокна хлопка — 6,25%; 
iiBB — зелёная окраска волокна хлопка — 6,25%; 
iibb — белая окраска волокна хлопка — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
коричневая окраска волокна хлопка — 75%;
зелёная окраска волокна хлопка — 18,75%;
белая окраска волокна хлопка — 6,25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 75% : 18,75% : 6,25% = 12:3:1.

Видео:Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Взаимодействие неаллельных генов"Скачать

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Взаимодействие неаллельных генов"

Выводы:
1) наследование окраски волокна данного сорта хлопка осуществыляется по механизму доминантного эпистаза, где доминантный ген (I) подавляет проявление зеленой и белой окраски и обуславливает развитие коричневой окраски, то есть является ингибитором генам (В) и (b). Ген (i) не оказывает влияние на проявление окраски.
2) растения хлопка с генотипом (iibb) проявляют белую окраску волокна, с генотипом (iiB_) — зелёную окраску волокна, а растения с генотипом (I_B_)  или с генотипом (I_bb) — коричневую окраску волокна.

 


 

🎦 Видео

Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность.Скачать

Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность.

Разбор задач по Генетике: Эпистаз. Полимерия. Комплементарность. Наследственость связанная с поломСкачать

Разбор задач по Генетике: Эпистаз. Полимерия. Комплементарность. Наследственость связанная с полом

Взаимодействие неаллельных генов. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Взаимодействие неаллельных генов. Видеоурок по биологии 10 класс

Взаимодействие генов.Скачать

Взаимодействие генов.

14 Доминантный эпистазСкачать

14  Доминантный эпистаз

Взаимодействие генов.Скачать

Взаимодействие генов.

Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание. 9 класс.Скачать

Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание. 9 класс.

НШ | Биология. Виды взаимодействия неаллельных генов. ПолимерияСкачать

НШ | Биология. Виды взаимодействия неаллельных генов. Полимерия

13 Решение задач на комплементарностьСкачать

13  Решение задач на комплементарность

Взаимодействие неаллельных генов | Биология 10 класс #29 | ИнфоурокСкачать

Взаимодействие неаллельных генов | Биология 10 класс #29 | Инфоурок

Л.10 | МНОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.10 | МНОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

Неаллельные геныСкачать

Неаллельные гены

Комплементарность. Взаимодействие неаллельных геновСкачать

Комплементарность. Взаимодействие неаллельных генов

A.2.15 Построение совершенных дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных форм (СДНФ и СКНФ)Скачать

A.2.15 Построение совершенных дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных форм (СДНФ и СКНФ)

Неллельное взаимодействие генов (Генетика)Скачать

Неллельное взаимодействие генов (Генетика)

Аллельное взаимодействие геновСкачать

Аллельное взаимодействие генов

Слабое взаимодействие | 4 фундаментальных взаимодействияСкачать

Слабое взаимодействие | 4 фундаментальных взаимодействия
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии