Наследование генов сцепленных с полом. Задачи 30 — 32

Определение генотипов и фенотипов детей при наследовании признаков сцепленных с полом

 

Наследование у человека состояния дефицита гамма-глобулинов

Задача 30.
Ген, ответственный за развитие состояния дефицита гамма-глобулинов – рецессивный, локализованный в Х-хромосоме. В семье молодых здоровых родителей, не подверженных частым инфекционным заболеваниям, рождается трое тоже здоровых детей-погодков, из которых две девочки и один мальчик. Можно ли считать, что и они, и все последующие дети в этой семье в дальнейшем будут такими же устойчивыми к бактериальным инфекционным заболеваниям, как их родители, если известно, что бабушка этих детей по материнской линии и дедушка по отцовской имеют очень хрупкое здоровье (у них так называемая  болезнь Брутона, то есть врождённый недостаток гамма-глобулинов, что и обусловливает склонность к определённым инфекционным заболеваниям). 
Решение:
ХА — аллель гена нормальной выработки гамма-глобулинов;
Ха — аллель гена дефицита гамма-глобулинов (болезнь Брутона);

Так как бабушка (по материнской линии) была больна, то её генотип – рецессивная гомозита ХаХа, то есть её организм образует только гаметы Ха. Мать детей, несмотря на то, что она здорова, имеет в своём генотипе одну из Х-хромосом с рецессивным геном Ха; её генотип ХАХа. Отец детей здоров, его генотип ХАY, несмотря на то, что его родитель был болен, то это никак не отразилось на генотипе отца детей, так как Y-хромосома не несёт генов, ответственных за болезнь. 

Схема скрещивания^

Р: ХАХа    х     ХАY
Г: ХА, Ха       ХА, Y
F1: ХАХА — 25%; ХАХа — 25%; ХАY — 25%; ХaY — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотипы:
ХАХА — нормальная выработка гамма-глобулинов — 25%;
ХАХа — нормальная выработка гамма-глобулинов — 25%;
ХАY — нормальная выработка гамма-глобулинов — 25%;
ХaY — дефицит гамма-глобулинов (болезнь Брутона).
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.

Выводы:
1. В этой семье все рождаемые девочки будут здоровы, болезнь Брутона не проявит себя ни у одной из них.
2. В этой семье 50% рождаемых мальчиков будут здоровы, а 50% будут болеть болезнью Брутона не проявит себя ни у одной из них.


Наследование у человека ангидрозной эктодермальной дисплазии


Задача 31.
У женщины, страдающей отсутствием потоотделения (ангидрозная эктодермальная дисплазия), и мужчины, не имеющего этого дефекта, рождается сын. Определить, унаследует ли ребёнок болезнь матери или же будет здоров, как отец. Ген, ответственный за развитие этой болезни – рецессивен, локализован в Х-хромосоме. Будет ли страдать этим заболеванием девочка, являющаяся вторым ребёнком в семье?
Решение:
ХD — нормальное потоотделение (норма);
Хd — отсутствие потоотделения (дисплазия);
ХdXd — женщина, страдающая отсутствием потоотделения;
ХdY — мужчина страдающий отсутствием потоотделения.

Так как женщина страдает отсутствием потоотделения (ген, ответственный за развитие этой болезни – рецессивен, локализован в Х-хромосоме), то её генотип – рецессивная гомозита ХdХd, то есть её организм образует только гаметы Хd. У мужчины, не имеющего этого дефекта в генотипе будет отсутствовать мутантный ген d, его генотип — ХDY, то есть его организм образует гаметы ХD и Y.

Схема скрещивания:

Видео:Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"Скачать

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"

Р: ХdХd    х     ХDY
Г: Хd            ХD, Y
F1: ХDХd — 50%; ХdY — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотипы:
ХDХd — нормальное потоотделение;
ХdY — отсутствием потоотделения (ангидрозная эктодермальная дисплазия).
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы:
1) Все девочки в этой семью будут рождаться здоровыми, но являются носителями болезни ангидрозной эктодермальной дисплазии. 
2) Все мальчики в этой семью будут рождаться с болезнью ангидрозной эктодермальной дисплазии — вероятность наследования для лиц мужского пола равна 100%.

 


Гипертрихоз — мутация в Y-хромосоме (голандрический тип наследования)


Задача 32.
Ген, ответственный за развитие гипертрихоза (оволосение края мочки уха) – локализован в Y-хромосоме. Если мужчина (с гипертрихозом) женится на женщине здоровой, то каков реальный шанс появления в этой семье детей с гипертрихозом, как мальчиков, так и девочек?
Решение:
YH — отсутствие оволосения края мочки уха (норма);
Yh — оволосение края мочки уха (гипертрихоз);
XYH — мужчина с отсутствием оволосения края мочки уха (норма);
ХYh — мужчина, страдающий оволосением края мочки уха (гипертрихоз).

Генотип здоровой женщины имеет вид — ХХ, а генотип мужчины (с гипертрихозом) — XYH.

Схема скрещивания:

Р: ХХ    х     ХYh
Г: Х           Х, Yh
F1: ХX — 50%; ХYh — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотипы:
ХX — здоровая женщина;
ХYh — мужчина (с гипертрихозом).
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Таким образом, в этой семье все девочки (100%) будут рождаться здоровыми, а все мальчики (100%) — будут рождаться с гипертрихозом.


 

🔥 Видео

ГЕНЕТИКА! Сцепленное с полом НАСЛЕДОВАНИЕ | Подготовка к ЕГЭ 2022 по БИОЛОГИИСкачать

ГЕНЕТИКА! Сцепленное с полом НАСЛЕДОВАНИЕ | Подготовка к ЕГЭ 2022 по БИОЛОГИИ

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с поломСкачать

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом

Генетика за час! - Наследование, сцепленное с полом. Группы крови, решение генетических задачСкачать

Генетика за час! - Наследование, сцепленное с полом. Группы крови, решение генетических задач

Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 класс

Сцепленное с полом наследование + группы крови 28 задание ЕГЭ. |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать

Сцепленное с полом наследование + группы крови 28 задание ЕГЭ. |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

Решение задач на сцепленное с полом наследованиеСкачать

Решение задач на сцепленное с полом наследование

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Сцепленное наследование генов и кроссинговерСкачать

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомыСкачать

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомы

Генетика с нуля. Сцепленное с полом наследование. Сцепленное наследование генов. Задачи по генетикеСкачать

Генетика с нуля. Сцепленное с полом наследование. Сцепленное наследование генов. Задачи по генетике

Гемофилия и дальтонизм как примеры наследования, сцепленного с полом. 9 класс.Скачать

Гемофилия и дальтонизм как примеры наследования, сцепленного с полом. 9 класс.

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Задачи для ЕГЭ 2023|ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Задачи для ЕГЭ 2023|ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

Урок 32 Сцепленное наследование геновСкачать

Урок 32 Сцепленное наследование генов

Биология 10 класс 32-33 неделя Наследование признаков, сцепленных с поломСкачать

Биология 10 класс 32-33 неделя Наследование признаков, сцепленных с полом

ЦТ B9. Задача на летальные гены и сцепленное с полом наследованиеСкачать

ЦТ B9. Задача на летальные гены и сцепленное с полом наследование

Задача по генетике. Сцепленное наследованиеСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование

Наследование признаков сцепленных с полом. Решение задач.Скачать

Наследование признаков сцепленных с полом. Решение задач.

Биология. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследованиеСкачать

Биология. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование

Сцепленное с полом наследование. Разбор задачи №6.2Скачать

Сцепленное с полом наследование. Разбор задачи №6.2
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии