Методиеа решения расчетных задач по генетике. Задачи 446 — 449

Решение расчетных задач по генетике на законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга

 

Видео:2 закон. Менделя решение задачиСкачать

2 закон. Менделя  решение задачи

Наследование формы листьев у львиного зева

 

Задача 446.
У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство с широкими листьями (доминантный признак), а растения с узкими листьями — потомство только с узкими листьями (рецессивный признак). При скрещивании узколистной особи с широколистной возникают растения с листьями промежуточной ширины.
1. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины? (Ответы: широколистное – 1;узколистное – 2, с листьями промежуточной ширины – 3; смесь
трех фенотипов — 4).
2. Что получится, если скрестить узколистное растение с растением, имеющим листья промежуточной ширины? (Ответы: широколистное – 1; узколистное – 2, с листьями промежуточной ширины – 3; смесь трех фенотипов – 4; 50% с листьями промежуточной ширины и 50% узколистные — 5).
3. Сколько типов мужских гамет формирует узколистное растение?
4. Сколько типов мужских гамет формирует широколистное растение?
5. Сколько типов мужских гамет формирует растение с листьями промежуточной ширины?
Решение:
А — широкие листья;
а — узкие листья;
АА — гомозигота — широкие листья;
аа — гомозигота — узкие листья;
Аа — гетерозигота — промежуточной ширины листья.

1. Схема скрещивания 
Р: Аа   х   Аа
Г: А, а     А, а
F1: 1AA — 25%; 2Aa — 50%; 1aa — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа, Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
AA — растения с широкими листьями — 25%; 
Aa — растения с промежуточной ширины листьями — 50%; 
aa — растения с узкими листьями — 25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа, Расщепление по фенотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Если при скрещивании друг с другом организмов с доминантным признаком в потомстве наблюдается появление организмов с промежуточным типом  наследования признака, то этот признак неполностью оминантен по отношению к рецессивному, и такое наследование называется промежуточным.

2. Схема скрещивания
Р: Аа   х  аа
Г: А, а    а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа, Расщепление по генотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Фенотип:
Аа — растение с листьями промежуточной ширины — 50%; 
аа — растение с узкими листьями — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа, Расщепление по фенотипу — 50% : 50% = 1 : 1.

Ответ:
1. Смесь.

2. 50% с листьями промежуточной ширины и 50% — узколистные.
3. Узколистное растение (аа) образует один тип мужских гамет — (а).
4. Широколистное растение (АА) образует один тип мужских гамет — (А).
5. Растение с листьями промежуточной ширины (Аа) образует два типа мужских гамет — (А и а).

 


Видео:Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Наследование формы лепестков у льна по типу эпистаза

Задача 447. 
У льна форма лепестков контролируется эпистатичным взаимодействием генов. Ген А обусловливает гофрированную форму лепестков, ген а — гладкую. Эпистатичный ген I подавляет действие гена А, а ген i не оказывает влияния на форму лепестков.
При скрещивании гомозиготных растений, имеющих генотип IIAA, с растением, имеющим гладкие лепестки и генотип iiaa,получили 118 растений F1, от самоопыления которых получили 480 гибридов F2.
1. Сколько разных фенотипов может быть в F1?
2. Сколько растений F1 могли иметь гладкие лепестки?
3. Сколько разных фенотипов могло быть в F2?
4. Сколько растений в F2 могли иметь гофрированную форму лепестков?
5. Сколько растений с гофрированными лепестками в последующих поколениях могли давать нерасщепляющееся потомство?
Решение:
А — гофрированная форма лепестков;
а — гладкая форма лепестков;
I — ген-супрессор, препятствует проявлению доминантного гена (А); 
i — ген не влияет на форму лепестков;
А_I_ — гладкая форма лепестков;
А_ii — гофрированная форма лепестков;
ааII — гладкая форма лепестков;
aaii — гладкая форма лепестков.

Схема скрещивания
Р: IIAA  х   iiaa
Г: IA        ia
F1: IiAa — 100%.
Фенотип:
IiAa — гладкая форма лепестков — 100%.
Наблюдается единообразие поколения.

Схема скрещивания
Р: IiAa        х       IiAa
Г: IA; iA              IA; iA
    Ia; ia                Ia; ia
F2: 1IIAA — 6,25%; 2IiAA — 12,5%; 2IIAa — 12,5%; 4IiAa — 25%; 2iiAa — 12,5%; 2aaIi — 12,5%; 1IIaa — 6,25%; 1iiAA — 6,25%; 1iiaa — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:2:1:1:1.
Фенотип:
IIAA — гладкая форма лепестков — 6,25%; 
IiAA — гладкая форма лепестков — 12,5%; 
IIAa — гладкая форма лепестков — 12,5%; 
IiAa — гладкая форма лепестков — 25%; 
iiAa — гофрированная форма лепестков — 12,5%; 
Iiaa — гладкая форма лепестков — 12,5%; 
IIaa — гладкая форма лепестков — 6,25%; 
iiAA — гофрированная форма лепестков — 6,25%; 
iiaa — гладкая форма лепестков — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
гладкая форма лепестков — 81,25%;
гофрированная форма лепестков — 18,75%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 13:3.

Отвеет:
1. В F1 наблюдается один фенотип.
2. В F1 118 растений имеют гладкие лепестки.
3. В F2 наблюдается 2 типа фенотипа.
4. 90 (480 * 0,1875 = 90) растений в F2 могли иметь гофрированную форму лепестков.
5. 30 (480 * 0,0625 = 30) растений с гофрированными лепестками в последующих поколениях могли давать нерасщепляющееся потомство.
 


Наследование по типу кроссинговера у кукурузы 

 

Задача 448. 
У кукурузы в третьей хромосоме локализованы аллели, определяющие характер листовой пластинки: рецессивный ген gr — скрученные листья, доминантный ген — gr+ — нормальные листья и аллели, определяющие высоту растения, доминантный ген d+, обусловливающий нормальную высоту, и ген d — карликовость. От скрещивания гомозиготного растения нормальной высоты и с нормальной листовой пластинкой с растением, имеющим скрученные листья и карликовый рост, получили в F1 12 гибридов, а от скрещивания их с линией-анализатором (рецессивной гомозиготой) — 800 растений, из которых 36 были карликовыми с нормальными листьями. Ответы округлять до целых.
1. Сколько растений Fа имели оба признака в доминантном состоянии?
2. Какой процент растений Fа имели оба признака в рецессивном состоянии?
3. Сколько процентов растений Fа были карликовыми с нормальными листьями?
4. Сколько процентов растений Fа были нормальной высоты со скрученными листьями?
5. Какое расстояние (в % кроссинговера) между генами gr+ и d+?
Решение:
gr+ — нормальные листья;
gr — скрученные листья;
d+ — нормальная высота растения;
d — карликовость.
Так как аллели генов gr+ и d+ находятся в одной хромосоме, то оба признака наследуются по типу кроссинговера (сцепленное наследование). 
От скрещивания гибридов F1 с линией-анализатором (рецессивной гомозиготой) из 800 растений Fа 36 растений были карликовыми с нормальными листьями, то примерно такое же количество растений должно быть с нормальным ростом и скрученными листьями. Определим процентное содержание карликовых с нормальными листьями растений Fа, получим:

800 — 100%
36 — х%
х% = (36 * 1100%)/800 = 4,5%.

4,5%  растений будет с нормальным ростом и скрученными листьями, т.е. растений с перекрестными признаками по фенотипу будет 9% (4,5% + 4,5% = 9%), значит кроссинговер составляет 9 морганид. 
Расстояние между генами 9 м показывает, что кроме некроссоверных гамет есть кроссоверные гаметы, причем последних будет 9%. У дигетерозиготы gr+d+||grd образуются гаметы некроссоверные: gr+d+| и grd|; их соотношение [(100% — 9%) : 2 = 45,5%] по 45,5%. Кроссоверные гаметы: *gr+d| и *grd+|, их соотношение [9 : 2 = 4,5%] по 4,5%. Значит, дигетерозигота gr+d+||grd будут иметь следующий набор гамет: gr+d+| — 45,5%; grd| — 45,5%; *gr+d| и *grd+| по 4,5%. Рецессивная гомозигота grd||grd будет иметь только гаметы — grd|, а доминантная гомозигота gr+d+||gr+d+ — 
gr+d+|. Проверим наши рассуждения, составив соответствующие схемы скрещивания.  

1. Схема скрещивания
Р: gr+d+||gr+d+   х   grd||grd
Г: gr+d+|             grd|
F1: gr+d+||grd — 100%.
Фенотип:
gr+d+||grd — нормальные листья и нормальный рост — 100%.
Наблюдается единообразие поколения F1.

2. Схема скрещивания
Р: gr+d+||grd      х      grd||grd
Г: gr+d+|; grd|           grd|
   некроссоверные гаметы
   *gr+d|; *grd+|
   кросс. гаметы
Fа: gr+d+||grd — 47,75%; grd||grd — 47,75%; *gr+d||grd — 2,25%; *grd+||grd — 2,25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 25% : 25% : 25% = 1 : 1 : 1 : 1.
Фенотип:
gr+d+||grd — нормальные листья и нормальный рост — 45,5%; 
grd||grd — скрученные листья и карликовость — 45,5%; 
*gr+d||grd — нормальные листья и карликовость — 4,5%; 
*grd+||grd — скрученные листья и нормальный рост — 4,5%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 45,5% : 45,5% : 4,5% : 4,5%.

Ответ:
1. 364 растения Fа имели оба признака в доминантном состоянии (gr+grd+d).
2. 45,5% растений Fа имели оба признака в рецессивном состоянии (grgrdd).
3. 4,5% растений Fа были карликовыми с нормальными листьями (gr+grdd).
4. 4,5% растений Fа были нормальной высоты со скрученными листьями (grgrd+d).
5. Расстояние (в % кроссинговера) между генами gr и d составляет 9%.
 


Структура популяции подсолнечника по наличию панцирного слоя у семени

 

Задача 449.
У подсолнечника наличие панцирного слоя семян доминирует над беспанцирностью. При апробации установлено, что из 500 проанализированных семян 20 — беспанцирные.
1. Какова частота рецессивного аллеля в популяции?
2. Какова частота доминантного аллеля в популяции?
3. Сколько семянок (%) является доминантными гомозиготами?
4. Сколько семянок (%) является гетерозиготами?
5. Сколько растений являются рецессивными гомозиготами (%)?
Решение:
А — наличие панцирного слоя семян;
а — беспанцирность семян;
Nобщ. — 500 семян;
N(aa) = 20 семян;
р(а) = ?
p(А) = ?
p2(AA) = ?
2pg(Aa) = ?
g2(aa) = ?
Рассчитаем процентный состав рецессивных гомозигот, получим:

g2(aa) = N(aa)/Nобщ. = 20/500 = 0,04 или 4%.

Зная частоту встречаемости рецессивных гомозигот (aa), рассчитаем частоту аллеля (a), получим:

q2(aа) = 4%  = 0,04.

Тогда

q(a) = 0,2.

Согласно первому следствию закона Харди-Вайнберга рассчитаем частоту встречаемости гена (A), получим:

р(A) + q(a) = 1, 
р(A) = 1 — q(a) = 1 — 0,2 = 0,8.

Используя формулу Харди-Вайнберга: р2 + 2рq + q2 = 1, рассчитаем генотипичекую структуру данной популяции, получим:

р(АА)2 + 2рq(Аа) + q(аа)2 = 1 = 100%;
р(0,8)2 + 2рq(0,8 * 0,2) + q(0,2)2
= 0,64 или 64%(АА) + 0,32 или 32%(Аа) + 0,04 или 4%(аа) = 1 или 100%.

Ответ: 
1. Частота рецессивного аллеля в популяции составляет 0,2.
2. Частота доминантного аллеля в популяции составляет 0,8.
3. 64% семянок является доминантными гомозиготами?
4. 32% семянок является гетерозиготами?
5. 4% растений являются рецессивными гомозиготами.


 

🎬 Видео

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Генетика | Решение задач по генетике | Неполное доминирование | Биология |Решение генетических задачСкачать

Генетика | Решение задач по генетике | Неполное доминирование | Биология |Решение генетических задач

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Все типы задач по генетике в ЕГЭ | Биология ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

Все типы задач по генетике в ЕГЭ | Биология ЕГЭ 2022 | Умскул

Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

Закон Харди — Вайнберга | НОВАЯ тема ЕГЭ по Биологии | Популяционная генетикаСкачать

Закон Харди — Вайнберга | НОВАЯ тема ЕГЭ по Биологии | Популяционная генетика

Все задачи по генетике | Задание №28 | ЕГЭ-2024 по биологииСкачать

Все задачи по генетике | Задание №28 | ЕГЭ-2024 по биологии

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023Скачать

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023

Решение задач по генетике | Третий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ, ЦЭ |Решение генетических задачСкачать

Решение задач по генетике | Третий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ, ЦЭ |Решение генетических задач

Генеалогический метод / анализ родословных – разбираем тесты ЕГЭ по биологии 2022Скачать

Генеалогический метод / анализ родословных – разбираем тесты ЕГЭ по биологии 2022

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Решаем задачи по генетике | Биология ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Решаем задачи по генетике | Биология ЕГЭ 10 класс | Умскул

Решение задач по генетике: множественный аллелизмСкачать

Решение задач по генетике:   множественный аллелизм

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ С НУЛЯСкачать

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ С НУЛЯ

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомыСкачать

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомы
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии