Кроссинговер у растений. Задачи 157 — 158

Написание формулы скрещивания при кроссинговере

Схема кроссинговера у ковыля 

Задача 157.
Растение ковыля, выросшее из окрашенного гладкого семени, было опылено пыльцой растения, выросшего из неокрашенного морщинистого семени. В результате было получено 311 неокрашенное морщинистое семя, 317 окрашенных гладких, 22 неокрашенных гладких и 17 окрашенных морщинистых. Определить генотипы обоих растений и рассчитать величину кроссинговера.
Решение:
Определим общее число фенотипов, получим:
Nобщ. = 311 + 317 + 22 + 17 = 667.
Определим соотношение фенотипов в данном скрещивании, получим:
неокрашенное морщинистое : окрашенное гладкое семя : неокрашенное гладкое семя : окрашенное морщинистое семя =
= 311/667 : 327/667 : 22/667 : 17/667 = 0,4663 : 0,4753 : 0,0330 : 0,0255 = 46,63% : 47,53% : 3,30% : 2,55%.
Такое расщепление по фенотипу возможно при скрещивании дигетерозиготы и дигомозиготы по обоим рецессивным генам со сцепленными генами, расположенными в одной аутосоме. Так как общее число фенотипов с перекрестом составляет 6% (3,30% + 2,55% = 5,85 приблизительно 6% ), то расстояние между генами А и В составляет 6%  или 6 морганид.
Расстояние между генами 6 м показывает, что кроме некроссоверных гамет есть кроссоверные, причем последних будет 6%. Тогда у гетерозиготного организма будут образовываться гаметы некроссоверные: АВ|, аb|; их соотношение [(100% — 6%) : 2 = 47%] по 47%, а кроссоверные гаметы: *Аb|, aB|*; их соотношение [6% : 2 = 3%] по 3%. 

Схема скрещивания
Р: АВ||ab       x      ab||ab
Г: АВ|; ab|             ab|
   некросс.          
   гаметы           
   *Аb|; *aB|        
   кросс.            
   гаметы
F1:  АВ||ab — 47%;   ab||ab   —  47%;   *Аb||ab  — 3%;  *aB||ab  — 3%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 47% : 3% : 3% : 47%.
Фенотип:
АВ||ab — окрашенное гладкое растение — 47%; 
ab||ab  — неокрашенное морщинистое растение —  47%;   
*Аb||ab —  окрашенное морщинистое растение — 3%;  
*aB||ab — неокрашенное гладкое растение  — 3%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 47% : 3% : 3% : 47%.

Выводы:
1) генотип первого растения ковыля — АВ||ab, второго растения —  ab||ab;
2) величина кроссинговера составляет 6 морганид.

 


Определение генотипов обоих гетерозиготных родителей и величину кроссинговера


Задача 158.
У растения окрашенный цветок доминирует над белым, а желтая окраска венчика рецессивна по отношению к зеленой. Два гетерозиготных растения скрещены с рецессивной гомозиготной формой, в результате получено следующее потомство:
Окрашенность цветка Окраска венчика F1 от первого скрещивания F1 от второго скрещивания
Окрашенный. Зеленая: 88, 23
Окрашенный. Желтая: 12, 170
Белый. Зеленая: 8, 190
Белый. Желтая: 92, 17
Определить генотипы обоих гетерозиготных родителей и рассчитать величину кроссинговера
Решение:
А — окрашенный цветок;
а — белый цветок;
В — зеленая окраска венчика;
b — жёлтая окраска венчика
AaBb — дигетерозигота — окрашенный цветок, зеленая окраска венчика;
aabb — рецессивная дигомозигота — белый цветок, жёлтая окраска венчика.
Число растений с окрашенным цветоком и зеленым венчиком — 111 штук (88 + 23 = 111) — 18,5%;
число растений с окрашенным цветоком и желтым венчиком — 182 штук (12 + 170 = 182) — 30,33%;
Число растений с белым цветоком и зеленым венчиком — 198 штук (8 + 190 = 198) — 33%;
число растений с белым циветком и жёлтым венчиком — 109 штук (17 + 92 = 109 — 18,2);
общее число второй группы растений — 600 штук (111 + 182 + 198 + 109 = 600).
При скрещивании дигетерозиготного растения с окрашенным цветком и зеленым венчиком с дигомозиготным растением с белым цветком и жёлтым венчиком должно получиться 4 типа генотипа в соотношении — 25%:25%:25%25% = 1:1:1:1.

Схема скрещивания (1)
Р: АаBb     X aabb
Г: AB; Ab;    ab
   aB; ab
F1: AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Но в нашем случае получено тоже 4 генотипа но в соотношении — 18,5%:33,33%:18,17%:33% приблизительно 1,8:1:1:1,8, что указывает на то, что гены А и В сцеплены и лежат в одной хромосоме. Отсюда генотип дигетерозиготы — АB||ab, а рецессивной дигомозиготы — ab||ab. Общее число растений с окрашенными цветками и желтыми венчиками и с белыми цветками и зелеными венчиками — 380 штук, что составляет 63% [(380 . 100%)/600 = 63,33%], а растений с окрашенными цветками и зелеными венчиками с растениями с белыми цветками и желтыми венчиками — 220 штук, что составляет 37% [(220 * 100%)/600 = 36,67%]. Все это указывает на то что кроссинговер между генами А и В составляет 63% или 31,5 морганид.
Расстояние между генами 63 м показывает, что кроме некроссоверных гамет есть кроссоверные гаметы, причем последних будет 63%. Гаметы некроссоверные: AB| и ab|; их соотношение [(100% — 37%) : 2 = 18,5%] по 18,5%. Кроссоверные гаметы: *Аb| и *aB|, их соотношение [63% : 2 = 31,5%] по 31,5%.
Значит, дигетерозиготные растения будут иметь следующий набор гамет:  АB| — 31,5%; ab| — 31,5%; *Ab| и *aВ| по 18,5%, а у дигомозиготных по рецессивным призпкам, образуется один вид гамет: ab|.

Схема скрещивания (2)
Р: АB||ab    х   ab||ab
Г: АB|; ab|;     ab|
   некросс.
   гаметы
   *Аb|; *aВ| 
   кросс.    
   гаметы 
F1: АB||ab — 18,5%%; ab||ab — 18,5%%; *Аb||ab — 31,5%; *aB||ab — 31,5%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 31,5%% : 18,5% : 18,5% : 31,5%%.
Фенотип:
АB||ab — окрашенный цветок, зеленый венчик — 18,5%%; 
ab||ab — белый цветок, жёлтая окраска венчика — 18,5%%; 
*Аb||ab — окрашенный цветок, жёлтая окраска венчика — 31,5%%; 
*aB||ab — белый цветок, зеленая окраска венчика — 31,5%%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 31,5%% : 31,5%% : 18,5% : 18,5%.

Таким образом, расщепление и по генотипу и по фенотипу совпадает, растояние между генами 63 морганиды.


 

📺 Видео

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомыСкачать

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомы

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

7 Задачи на кроссинговерСкачать

7  Задачи на кроссинговер

10. Морганиды и процент кроссинговера в задачахСкачать

10. Морганиды и процент кроссинговера в задачах

Кроссинговер. Хромосомные карты. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Кроссинговер. Хромосомные карты. Видеоурок по биологии 10 класс

Сцепленное наследование генов и кроссинговерСкачать

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

Кроссинговер (Основы наследственности и изменчивости) | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Кроссинговер (Основы наследственности и изменчивости) | Биология ЕГЭ, ЦТ

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | УмскулСкачать

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | Умскул

Решение задач на кроссинговерСкачать

Решение задач на кроссинговер

Урок по теме "Кроссинговер" - ЦТ, ЕГЭ, ЗНОСкачать

Урок по теме "Кроссинговер" - ЦТ, ЕГЭ, ЗНО

Урок 158 (осн). Задачи на соединение проводников - 1Скачать

Урок 158 (осн). Задачи на соединение проводников - 1

Картирование хромосом. Решение задач на расположение генов в хромосоме.Скачать

Картирование хромосом. Решение задач на расположение генов в хромосоме.

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1Скачать

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 3, Сцепление генов с кроссинговером |ЕГЭ БИОЛОГИЯ |Freedom|Скачать

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 3, Сцепление генов с кроссинговером |ЕГЭ БИОЛОГИЯ |Freedom|

Решение задач на сцепленное наследованиеСкачать

Решение задач на сцепленное наследование

Новая генетическая задача на картирование. Полный разборСкачать

Новая генетическая задача на картирование. Полный разбор

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 4. 2 гена в Х-хромосоме + кроссинговер |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 4. 2 гена в Х-хромосоме + кроссинговер |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

Задача по генетике. Сцепленное наследованиеСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование

Сцепленное наследование генов. Решение генетических задач.Скачать

Сцепленное наследование генов. Решение генетических задач.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии