Характеристика озона. Задачи 837- 839

Строение и химические свойства озона. Применение озона

Задача 837. 

Описать электронное строение молекулы O3, сравнить химическую активность озона и молекулярного кислорода O2. Как получить озон из молекулярного кислорода?

Решение:

Электронное строение трёхатомной молекулы озона можно представить схемой:

Установлено, что все связи центрального атома кислорода с двумя другими атомами кислорода одинаковы (равноценны) как по длине, так и по энергии. Значит σ- связь, образованная негибридизированными р-орбиталями, является трёхцентровой ковалентной, т.е. электронная  — пара делокализована и принадлежит в равной степени всем трём атомам кислорода. Молекула О3 построена в форме равнобедренного треугольника, угол при вершине треугольника 1170, что указывает на то, что, центральный атом кислорода находится в состоянии sp2 – гибридизации. Гибридная sp2 – орбиталь, содержащая один электрон в центральном атоме, перекрывается с негибридной рх – орбиталью одного из крайних атомов кислорода, образуя  σ — связь. Не участвующая в гибридизации рz – орбиталь центрального атома перекрывается с рz – орбиталью другого атома кислорода, образуя σ — связь. Наконец, выступая в качестве донора электронной пары центральный атом кислорода, образует с другим атомом кислорода σ — связь по донорно-акцепторному механизму. Структуру молекулы О3 можно представить схемой:

Рис.3. Структура молекулы О3

или

Озон как и кислород является сильнейшим окислителем. Он окисляет все металлы, кроме золота и платины. Озон переводит низшие оксиды в высшие, а сульфаты металлов – в их сульфиты. В ходе этих реакций молекула озона теряет один атом кислорода, переходит в молекулу кислорода.

Из раствора иодида калия озон выделяет йод (качественная реакция на О3):

2KI + H2O + O3 = I2 + 2KOH + O2 

Таким образом, озон более сильный окислитель, чем кислород.

Озон можно получить из молекулярного кислорода действием на последний тихих электрических разрядов:

2 = 2О3,  ΔН0  = -285кДж.

В природе озон образуется под действием электрических разрядов.


Задача 838. 
Может ли при комнатной температуре протекать реакция взаимодействия кислорода: а) с водородом; б) с азотом? Ответ мотивировать, используя табличные данные стандартных значений энергии Гиббса образования веществ, участвующих в процессах.
Решение:
Уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом имеет вид:

2(г) + О2(г)  = 2Н2О(г),  ΔН0 = -285,8 кДж.

Реакция протекает с большим выделением теплоты. Энергия Гиббса образования Н2О имеет отрицательное значение (-228,8 кДж/моль), 
ΔG0 < O, что указывает на возможность протекания реакции в при стандартных условиях. Но в обычных условиях реакция кислорода с водородом практически не протекает. Малая скорость взаимодействия кислорода с водородом обусловлена высокой энергией активации данного процесса. Молекулы кислорода и водорода очень прочны; любое столкновение между ними при комнатной температуре, оказывается не эффективным. Лишь при повышенных температурах, когда кинетическая энергия сталкивающихся молекул делается большой, некоторые соударения молекул становятся эффективными и приводят к образованию активных центров. Применение высоких температур способствует к увеличению скорости  данной реакции. При 300 0С реакция протекает со скоростью в несколько дней, а при 500 0С кислород и водород полностью прореагируют за несколько часов, при 700 0С происходит быстрый подъём температуры и реакция заканчивается взрывом. Поэтому, чтобы вызвать взрыв смеси водорода с кислородом, нужно подогреть её хотя бы в одном месте до 700 0С.

б) При обычных условиях кислород и азот не реагируют друг с другом. Объяснить это можно тем, что энергия Гиббса всех оксидов азота имеет положительное значение,  ΔG0  > 0. Из табличных данных следует, что энтальпия образования всех оксидов азота тоже положительна, т. е. данные реакции являются эндотермическими. Малая скорость взаимодействия кислорода с азотом объясняется высокой энергией активации этих процессов. Молекулы кислорода и азота очень прочны, поэтому чтобы сделать кинетическую энергию сталкивающихся молекул большой необходимо очень сильно повысить температуру системы. И только при достаточно высокой температуре некоторые соударения молекул кислорода и азота становятся эффективными и приводят к образованию активных центров. Так кислород и азот взаимодействуют при температуре электрической дуги (3000 – 4000 0С):

N2 + O2  2NO

Это эндотермическая реакция, поэтому наблюдается тенденция к уменьшению внутренней энергии, что способствует протеканию данного процесса в обратном направлении, а тенденция к увеличению вероятности состояния вызывает её частичное протекание в прямом направлении. Поэтому, чтобы система N2 + O2 = 2NO достигла наиболее вероятного  состояния, необходима высокая температура. Поэтому все оксиды азота получают косвенным путём. 


Задача 839. 
После озонирования при постоянной температуре некоторого объема кислорода установлено, что объем газа, приведенный к исходному давлению, уменьшился на 500 мл. Какой объем озона образовался? Какое количество теплоты поглотилось при его образовании, если для озона ΔН0298о   = 144,2 кДж/моль?
Решение:
Уравнение реакции:

2 ↔ 2О3

Из уравнения реакции следует, что из 3 моль кислорода образуется 2 моль озона, т.е. объём системы уменьшается на 1 моль. Можно записать соотношение, показывающее зависимость от образовавшегося объёма озона и уменьшением объёма системы, получим:

2 : 1 = х : 0,5;  х = (2 . 0,5)/1 = 1л.

Находим  ΔН0   реакции:

 ΔН0 х.р. = 2 ΔН0 (O3) — 3 ΔН0 (O2) = (2 . 144,2) – 3 . 0 = 288,4 кДж.

Количество теплоты рассчитаем из пропорции:

2 : 22,4 : 288,4 = 1 : х;  х = (288,4 . 1)/ (2 . 22,4) = 6,44 кДж.

Ответ: 1л О3; 6,44 кДж.


📹 Видео

№ 801-900 - Физика 10-11 класс РымкевичСкачать

№ 801-900 - Физика 10-11 класс Рымкевич

Озон. Аллотропия. 8 класс.Скачать

Озон. Аллотропия. 8 класс.

Химия 8 класс (Урок№12 - Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.)Скачать

Химия 8 класс (Урок№12 - Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.)

Урок 25. Озон. Аллотропия кислорода (8 класс)Скачать

Урок 25. Озон. Аллотропия кислорода (8 класс)

Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.Скачать

Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.

Получение озона в лабораторных условияхСкачать

Получение озона в лабораторных условиях

Кислород и озон сравнительная характеристикаСкачать

Кислород и озон сравнительная характеристика

Водород и кислород. 1 часть. 8 класс.Скачать

Водород и кислород. 1 часть. 8 класс.

Какой объем (л, н.у.) смеси кислорода и озона, содержащей 12 озона (по объему), необходим дляСкачать

Какой объем (л, н.у.) смеси кислорода и озона, содержащей 12 озона (по объему), необходим для

Оцифровка отчётов OZON - все показатели в динамике, чистая прибыль, маржинальность, рентабельностьСкачать

Оцифровка отчётов OZON - все показатели в динамике, чистая прибыль, маржинальность, рентабельность

Получение озона и его определениеСкачать

Получение озона и его определение

94. Превращение кислорода в озонСкачать

94. Превращение кислорода в озон

Озон. Вред. Свойства. Озоновые дыры. Химия – ПростоСкачать

Озон. Вред. Свойства. Озоновые дыры. Химия – Просто

§18, 9 кл. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон и воздухСкачать

§18, 9 кл. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон и воздух

3 СЕКРЕТА КАЛЬКУЛЯТОРА ОЗОН. РАСЧЕТ КОМИССИИ OZONСкачать

3 СЕКРЕТА КАЛЬКУЛЯТОРА ОЗОН. РАСЧЕТ КОМИССИИ OZON

Расчёт прибыли на Озоне - Сколько можно заработать на ОзонеСкачать

Расчёт прибыли на Озоне - Сколько можно заработать на Озоне

ОзонолизСкачать

Озонолиз

Задача на расчет молярной концентрации (См) по схемам ОВР + титрование.Скачать

Задача на расчет молярной концентрации (См) по схемам ОВР + титрование.

Задача на Молярную концентрацию с порциями раствора.Скачать

Задача на Молярную концентрацию с порциями раствора.

Сели и их характеристика. Видеоурок по ОБЖ 7 классСкачать

Сели и их характеристика. Видеоурок по ОБЖ 7 класс
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии