Дигибридное скрещивание у растений. Задачи 308 — 312

Определение генотипов и фенотипов у растений при дигибридном скрещивании

 

Видео:Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Задача 308.
У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Скрестили растения раннеспелого опущенного сорта с позднеспелым, гладким. Получили гибриды F1 150 штук, все раннеспелые, опушенные. Гибриды F1 снова скрестили с растениями позднеспелого, гладкого сорта и получили 464 растения F2.
А) Сколько типов гамет образует гибрид F1?
Б) Сколько гетерозиготных растений в F1?
В) Сколько в F2 позднеспелых, опушенных растений?
Г) Сколько в F2 образуется гомозиготных пар?
Д) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов F2?
Решение:
А — раннеспелость;
а — позднеспелость;
В — опущенность растения;
b — гладкость растения.
Так ка при скрещивании раннеспелого опущенного растения овса с позднеспелым, гладким получено потомство F1 150 штук, все раннеспелые, опушенные, то родительские формы гомозиготны — ААВВ и aabb.
Схема скрещивания
Р: ААВВ   х   aabb
Г: АВ         ab
F1: АaВb — 100%.
Фенотип:
АaВb — раннеспелое, опущенное растение — 100%.
Наблюдается единообразие первого поколения.
Схема скрещивания:
Р: АaВb      х        АaВb
Г: AB; Ab             AB; Ab
   aB; ab             aB; ab
F2: 1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — раннеспелое, опущенное растение — 6,25%; 
AABb — раннеспелое, опущенное растение — 12,5%; 
AaBB — раннеспелое, опущенное растение — 12,5%; 
AaBb — раннеспелое, опущенное растение — 25%; 
Aabb — раннеспелое, гладкое растение — 12,5%; 
ААbb — раннеспелое, гладкое растение — 6,25%;
aaBb — позднеспелое, опущенное растение — 12,5%; 
aaBB — позднеспелое, опущенное растение — 6,25%; 
aabb — позднеспелое, гладкое растение — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
раннеспелое, опущенное растение — 56,25%;
раннеспелое, гладкое растение — 18,75%;
позднеспелое, опущенное растение — 18,75%; 
позднеспелое, гладкое растение — 6,25%.
Наблюдается 4 типа  фенотипа. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.

Выводы:
А) гибрид F1 образует 4 типа гамет;
Б) все растения в F1 являются гетерозиготами;
В) в F2 позднеспелых, опушенных растений 18,75%; 
Г) в F2 образуется по 6,25% гомозиготных пар — ААВВ и aabb;
Д) среди гибридов F2 yаблюдается 9 типов генотипов

 


Задача 309.
У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенной, дисковидная форма – над сферической. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещено с растением такого же фенотипа, дало 28 белых дисковидных, 9 белых сферических, 10 желтых дисковидных и 3 желтых сферических. Определить генотипы родительских растений и потомства. Каково расщепление фенотипов в F1?
Решенине:
А — белая окраска плода;
а — окрашенный плод;
В — дисковидная форма плода;
b — сферическая форма плода.
Рассчитаем соотношение фенотипов потомства, получим:
28 : 9 : 10 : 3 = 9,33 : 3 : 3,33 : 1 приблизительно 9:3:3:1. Такое расщепление фенотипов, согласно второму закону Менделя, возможно при скрещивании дигетерозигот друг с другом. Значит, генотип обоих родительских растений — АаBb.
Схема скрещивания
Р: АаBb        x         АаBb  
Г: AB; Ab                AB; Ab
   aB; ab                aB; ab
F1: 1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — белые дисковидные плоды — 6,25%; 
AABb — белые дисковидные плоды — 12,5%; 
AaBB — белые дисковидные плоды — 12,5%; 
AaBb — белые дисковидные плоды — 25%; 
Aabb — белые сферические плоды — 12,5%; 
ААbb — белые сферические плоды — 6,25%;
aaBb — окрашенные дисковидные плоды — 12,5%; 
aaBB — окрашенные дисковидные плоды — 6,25%; 
aabb — окрашенные дисковидные плоды — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
белые, дисковидные плоды — 56,25%;
белые сферические плоды — 18,75%;
окрашенные дисковидные плоды — 18,75%; 
окрашенные дисковидные плоды — 6,25%.
Наблюдается 4 типа  фенотипа. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.

Выводы:
1) генотип обоих родительских растений — АаBb;
2) генотипы потомства — AABB — 6,25%; AABb — 12,5%; AaBB — 12,5%; AaBb — 25%; Aabb — 12,5%; ААbb — 6,25%; aaBb — 12,5%; aaBB — 6,25%; aabb — 6,25%.
3) расщепление фенотипов в F1 — 9:3:3:1.

 


Задача 310.
У редиса сильная опущенность листьев доминирует над отсутствием опущения, а удлиненная форма корнеплода неполностью доминирует над круглой. Проанализируйте потомство гибридов по генотипу и фенотипу от самоопыления дигетерозиготного растения, имеющего опущенные листья и овальной формы корнеплоды, при независимом наследовании признаков.
Решение:
А — аллель гена опущенности листьев;
а — аллель гена отсутствия опущения листьев;
В — аллель гена удлиненной формы корнеплода;
b — аллель гена руглой формы корнеплода;
Bb — овальная форма корнеплода редиса;
АаBb — редис с опущенными листьями и овальной формы корнеплодами.
Схема скрещивания
Р: АаBb    х       АаBb
Г: AB; Ab          AB; Ab
   aB; ab          aB; ab
F1: AABB — 6,25%; AABb — 12,5%; AaBB — 12,5%; AaBb — 25%; Aabb — 12,5%; ААbb — 6,25%; aaBb — 12,5%; aaBB — 6,25%; aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — опушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 6,25%; 
AABb — опушенные листья, овальная форма корнеплода — 12,5%; 
AaBB — опушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 12,5%; 
AaBb — опушенные листья, овальная форма корнеплода — 25%; 
Aabb — опушенные листья, круглая форма корнеплода — 12,5%; 
ААbb — опушенные листья, круглая форма корнеплода — 6,25%; 
aaBb — неопушенные листья, овальная форма корнеплода — 12,5%; 
aaBB — неопушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 6,25%; 
aabb — неопушенные листья, круглая форма корнеплода — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
опушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 18,75%;
опушенные листья, овальная форма корнеплода — 37,5%;
опушенные листья, круглая форма корнеплода — 18,75%;
неопушенные листья, овальная форма корнеплода — 12,5%; 
неопушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 6,25%; 
неопушенные листья, круглая форма корнеплода — 6,25%.
Наблюдается 6 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:6:3:2:1:1


Задача 311.
При скрещивании двух сортов томатов с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды получились шаровидные и красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и соотношение фенотипов второго поколения.
Решение:
А — ген красной окраски плодов томата; 
а — ген жёлтой окраски плодов томата;
В — ген шаровидной формы плодов томата; 
в — ген грушевидной формы плодов томата; 
Схема скрещивания (1)
Р: ААВВ   х   ааbb
Г: АB         аb
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — растение томата с красными шаровидными плодами — 25%.
Расщепления и по генотипу и по фенотипу нет, наблюдается единообразие первого поколения.
Схема скрещивания (2)
Р: AaBb     х     AaBb
Г: AB; Ab         AB; Ab
   aB; ab         aB; ab
F2: 1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — растения томата с красными шаровидными плодами — 6,25%; 
AABb — растения томата с красными шаровидными плодами — 12,5%; 
AaBB — растения томата с красными шаровидными плодами — 12,5%; 
AaBb — растения томата с красными шаровидными плодами — 25%; 
Aabb — растения томата с красными грушевидными плодами — 12,5%; 
ААbb — растения томата с красными грушевидными плодами — 6,25%; 
aaBb — растения томата с жёлтыми шаровидными плодами — 12,5%; 
aaBB — растения томата с жёлтыми шаровидными плодами — 6,25%; 
aabb — растения томата с жёлтыми грушевидными плодами — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
растение томата с красными шаровидными плодами — 56,25%;
растение томата с красными грушевидными плодами — 18,75%;
растения томата с жёлтыми шаровидными плодами — 18,75%;
растения томата с жёлтыми грушевидными плодами — 6,25%.
Наблюдается 4 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.

Выводы;
1) генотипы родителей AABB и aabb;
2) генотипы потомства в F1;
3) соотношение фенотипов второго поколения — 9:3:3:1.


Задача 312.
Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами с гомозиготным растением с желтыми овальными плодами (круглая форма плода и его красная окраска являются доминантными признаками). Определите соотношение фенотипов F1.
Решение:
А — ген красной окраски плодов томата; 
а — ген жёлтой окраски плодов томата;
В — ген округлой формы плодов томата; 
в — ген овальной формы плодов томата; 
АаВв — дигетерозиготное растение томата — растение томата с красными круглыми плодами; 
aabb — рецессивная дигомозигота —  растение томата с желтыми овальными плодами.
Схема скрещивания
Р: АаВв    х    aabb
Г: АB; Ab       ab
   aB; ab
F1: AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb — растение томата с красными круглыми плодами — 25%; 
Aabb — растение томата с красными овальными плодами — 25%; 
aaBb — растение томата с жёлтыми круглыми плодами — 25%; 
aabb — растение томата с желтыми овальными плодами — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.  


 

🎬 Видео

Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Дигибридное скрещивание. 9 класс.

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ

Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.

Дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 9 класс

Дигибридное скрещиваниеСкачать

Дигибридное скрещивание

Решение задач на дигибридное скрещиваниеСкачать

Решение задач на дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | Инфоурок

Дигибридное скрещиваниеСкачать

Дигибридное скрещивание

Анализирующее скрещивание. Биология для школьниковСкачать

Анализирующее скрещивание.  Биология для школьников

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Биология 10 класс (Урок№14 - Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№14 - Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Решение задачи на дигибридное скрещивание | БиологияСкачать

Решение задачи на дигибридное скрещивание | Биология

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)Скачать

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.Скачать

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023Скачать

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии