Взаимопревращение веществ, значение воды в организме | Параграф 36

«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.

Превращение пищевых веществ в организме человека

 

 

Вопрос 1-3.
Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах — вода. Ее содержание и клетках разного типа колеблется в широких пределах: и клетках эмали зубов воды около 10%, а в клетках разминающегося зародыша — более 90%. В теле медузы полы до 98%. Но в среднем в многоклеточном организме кода составляет около 80% массы тела.
Важная роль воды в клетке обусловлена ее химической природой. Дипольный характер строения молекул поды объясняет их способность активно вступать во взаимодействие с различными веществами. Для многих веществ энергия связи между атомами меньше, чем энергия притяжения этих атомов к молекулам воды. На том основано явление растворимости — диссоциации молекул на ионы в водной среде.
Значение воды в организме:
— растворяет химические вещества;
— участвует в физико-химических процессах в органах и тканях;
— выводит продукты распада из организма;
— является транспортным средством и переносит растворы веществ (плазма крови, лимфа, межклеточная жидкость);
Набор минеральных солей, необходимых организму человека, очень разнообразен. В сутки мы должны получать с пищей и питьем не менее 5—8 г натрия, столько же хлора, 3—5 г калия, по 1 г кальция и фосфора, около 0,5 г магния.
— участвует в теплорегуляции.
Значение минеральных солей:
— необходимы для поддержания постоянства внутренней среды;
— соли кальция входят в состав костной ткани, активизируют процессы свертывания крови;
— соли фтора входят в состав зубной эмали;
— соли железа нужны для образования белка, гемоглобина;
— катионы К+, Na+, Са2+ обеспечивают такое важнейшее свойство живых организмов, как раздражимость;
— соли фосфора необходимы для костной и нервной ткани.

Вопрос 4.
Углеводы являются главным источником энергии в организме. Глюкоза особенно необходима для нормальной работы мозга. Содержание глюкозы в крови поддерживается на постоянном уровне (0,08-0,12 %). Снижение ее содержания в плазме крови до 0,05 % приводит к быстрой потере сознания, судорогам и гибели человека.

Вопрос. 5.
Основная функция белков в организме — строительная: в клетках белки используются для построения цитоплазмы и органоидов, поэтому потребность в белках особенно велика у молодого растущего организма, когда клетки размножаются и увеличивается общая масса тканей.

Вопрос. 6.
Жиры выполняют следующие функции:
• Строительная: жиры входят в состав клеточных мембран, нительнотканных оболочек, в том числе жировой клетчатки препятствующей смещению внутренних органов.
• Защитная: жировая подкожная клетчатка, а также жир в нительнотканных оболочках выполняют функцию механизма защиты организма.
• Подкожные жиры служат для теплоизоляции.
• Энергетическая.
• депо питательных веществ и воды
• Животные и растительные жиры содержат незаменимые вещества (например, жирорастворимые витамины, необходимы для правильного функционирования организма).

Вопрос. 7.
Основной запас углеводов откладывается в печени в виде гликогена.

Вопрос 8.
Конечные продукты распада жиров и углеводов — углекислый газ и вода. Белки распадаются до воды, углекислого газа, аммиака и сероводорода.
1 (!). Летом в связи с высокой температурой окружающей среды потоотделение усиливается, защищая организм от перегрева. В жаркий день человек может потерять вместе с потом до 12 л жидкости. Поэтому количество воды, поступающее в организм летом, должно быть больше, чем в холодное время года.
2 (!). Избыток жира откладывается в подкожной жировой клетчатке, в большом и малом сальнике, в области почек. Запас жиров используется при недостатке питания, а также при недостатке воды, т.к. при расщеплении жиров выделяется вода. В организме могут образовываться жировые депо, покрывающие затраты энергии в течение многих суток.
3 (!). Если в пище не хватает какого-либо органического соединения, возможно превращение одних органических веществ в другие, так при недостатке жиров может произойти их синтез из углеводов и аминокислот, а при недостатке углеводов последние образуются из аминокислот или жиров. Однако недостаток белков в пище — невосполним, т.к. они образуются лишь из аминокислот. Поэтому белковое голодание наиболее опасно. (см. схему рис. 1).

Рис. 12. Взаимопревращение веществ (белков, жиров и углеводов)

Белки не откладываются в запас, а сразу же выполняют одну из функций.
• Строительная: в клетках белки используются для построения цитоплазмы и органоидов, поэтому потребность в белковой особенно велика у молодого растущего организма, когда клетки размножаются и увеличивается общая масса тканей.
• Транспортная: например, белок гемоглобин переносит кислород к клеткам и углекислый газ из клеток.
• Защитная: антитела — вещества белковой природы — участвуют в иммунной реакции организма, они обезвреживают бактерии и вирусы.
• Ферментативная (каталитическая): в клетке происходит огромное количество химических реакций, которым требуются ускорители (катализаторы) — ферменты. Ими являются белки, которые ускоряют реакции в сотни миллионов раз.
• регуляторная (например, инсулин, превращает глюкозу в гликоген).
• сигнальная (реакция на раздражение).
• энергетическая (белки представляют собой энергетический резерв и организме, который используется при нехватке углеводов и жиров, 1 г белка — 17,6 кДж).
• двигательная ((например, актин, миозин, участвуют в сокращении мышечных волокон).
• механическая (прочность различных структур).
• рецепторную (например, родопсин, способствует лучшему зрению).

📺 Видео

Обменные процессы в организме. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Обменные процессы в организме. Видеоурок по биологии 8 класс

Значение воды для живых организмов. 7 класс.Скачать

Значение воды для живых организмов. 7 класс.

Биология 8 класс (Урок№22 - Пластический и энергетический обмен.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№22 - Пластический и энергетический обмен.)

Биология, 6 кл., § 13 "Минеральное питание растений и значение воды"Скачать

Биология, 6 кл., § 13 "Минеральное питание растений и значение воды"

Обмен воды, белков, жиров и углеводов в организмеСкачать

Обмен воды, белков, жиров и углеводов в организме

Обмен веществ и энергии. Видеоурок 24. Биология 8 классСкачать

Обмен веществ и энергии. Видеоурок 24. Биология 8 класс

§ 36 Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существСкачать

§ 36 Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ

Роль воды в организме человекаСкачать

Роль воды в организме человека

Л.6 | Химический состав клетки | Вода и минеральные вещества | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.6 | Химический состав клетки | Вода и минеральные вещества | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

Вода и её роль в жизнедеятельности клеткиСкачать

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки

Биология (8 класс) - Витамины и их роль в организме человекаСкачать

Биология (8 класс) - Витамины и их роль в организме человека

13. Минеральное питание растений и значение воды. Биология 6 класс Корнилова. Краткий пересказ.Скачать

13. Минеральное питание растений и значение воды. Биология 6 класс Корнилова. Краткий пересказ.

Урок№2 - ВОДА - Зачем Пить Воду? | Биологическая Роль Воды в Организме ЧеловекаСкачать

Урок№2 - ВОДА - Зачем Пить Воду? | Биологическая Роль Воды в Организме Человека

Растворение. Растворимость веществ в воде | Химия 8 класс #39 | ИнфоурокСкачать

Растворение. Растворимость веществ в воде | Химия 8 класс #39 | Инфоурок

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Видеоурок по биологии 10 класс

Обмен веществ и превращения энергии в клетке Фотосинтез | Биология 9 класс #8 | ИнфоурокСкачать

Обмен веществ и превращения энергии в клетке  Фотосинтез | Биология 9 класс #8 | Инфоурок

Передвижение воды и питательных веществ в растенииСкачать

Передвижение воды и питательных веществ в растении

БИОЛОГИЯ 6 класс: Минеральное питание растенийСкачать

БИОЛОГИЯ 6 класс: Минеральное питание растений

Химия 8 класс (Урок№14 - Вода в природе и способы её очистки.Физические и химические свойства воды.)Скачать

Химия 8 класс (Урок№14 - Вода в природе и способы её очистки.Физические и химические свойства воды.)

Минеральное питание. Видеоурок по биологии 6 классСкачать

Минеральное питание. Видеоурок по биологии 6 класс
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии