Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Параграф 53

«Биология. Человек. 8 класс». Д.В. Колесова и др.

Разработка отечественными учеными учения о высшей нервной деятельности

 

 

Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила условного и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?
Выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Вопрос 3. Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.

Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.

Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

🎦 Видео

Высшая нервная деятельность Рефлексы | Биология 7 класс #53 | ИнфоурокСкачать

Высшая нервная деятельность  Рефлексы | Биология 7 класс #53 | Инфоурок

§ 53 Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельностиСкачать

§ 53 Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельностиСкачать

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Физиология высшей нервной деятельности | Нормальная физиологияСкачать

Физиология высшей нервной деятельности | Нормальная физиология

Физиология. И.П. Павлов и учение о высшей нервной деятельности.Скачать

Физиология. И.П. Павлов и учение о высшей нервной деятельности.

Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.Скачать

Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.

П53 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС, АУДИОУЧЕБНИКСкачать

П53 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА, БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС, АУДИОУЧЕБНИК

Биология 8 класс $53 Особенности высшей нервной деятельности человекаСкачать

Биология 8 класс $53 Особенности высшей нервной деятельности человека

БИОЛОГИЯ 8 класс: Особенности высшей нервной деятельности человека.Скачать

БИОЛОГИЯ 8 класс: Особенности высшей нервной деятельности человека.

Высшая нервная деятельностьСкачать

Высшая нервная деятельность

Физиология Высшей Нервной Деятельности. Олег Александрович Чагин.Скачать

Физиология Высшей Нервной Деятельности. Олег Александрович Чагин.

Анатомия 2 курс: "Высшая нервная деятельность. Учения о ВНД И.Сеченова и И.Павлова"Скачать

Анатомия 2 курс: "Высшая нервная деятельность. Учения о ВНД И.Сеченова и И.Павлова"

Урок 8 класс 13.04.2020. "Рефлексы.Торможение.Ученые" Баштанник Н.Е. - ОТРЫВОКСкачать

Урок 8 класс 13.04.2020. "Рефлексы.Торможение.Ученые" Баштанник Н.Е. - ОТРЫВОК

Концепция типов высшей нервной деятельности (ВНД) И. П. ПавловаСкачать

Концепция типов высшей нервной деятельности (ВНД) И. П. Павлова

Особенности высшей нервной деятельностиСкачать

Особенности высшей нервной деятельности

Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.Скачать

Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.

ВНД (Высшая нервная деятельность) разбор 10 класс. СдатьЕГЭлегко. Баштанник Н.Е.Скачать

ВНД (Высшая нервная деятельность) разбор 10 класс. СдатьЕГЭлегко. Баштанник Н.Е.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии