Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Параграф 53

«Биология. Человек. 8 класс». Д.В. Колесова и др.

Разработка отечественными учеными учения о высшей нервной деятельности

 

 

Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила условного и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?
Выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Вопрос 3. Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.

Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.

Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

📺 Видео

Высшая нервная деятельность Рефлексы | Биология 7 класс #53 | ИнфоурокСкачать

Высшая нервная деятельность  Рефлексы | Биология 7 класс #53 | Инфоурок

§ 53 Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельностиСкачать

§ 53 Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельностиСкачать

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Физиология. И.П. Павлов и учение о высшей нервной деятельности.Скачать

Физиология. И.П. Павлов и учение о высшей нервной деятельности.

Физиология высшей нервной деятельности | Нормальная физиологияСкачать

Физиология высшей нервной деятельности | Нормальная физиология

Биология 8 класс $53 Особенности высшей нервной деятельности человекаСкачать

Биология 8 класс $53 Особенности высшей нервной деятельности человека

П53 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС, АУДИОУЧЕБНИКСкачать

П53 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА, БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС, АУДИОУЧЕБНИК

Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.Скачать

Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.

Анатомия 2 курс: "Высшая нервная деятельность. Учения о ВНД И.Сеченова и И.Павлова"Скачать

Анатомия 2 курс: "Высшая нервная деятельность. Учения о ВНД И.Сеченова и И.Павлова"

Урок 8 класс 13.04.2020. "Рефлексы.Торможение.Ученые" Баштанник Н.Е. - ОТРЫВОКСкачать

Урок 8 класс 13.04.2020. "Рефлексы.Торможение.Ученые" Баштанник Н.Е. - ОТРЫВОК

БИОЛОГИЯ 8 класс: Особенности высшей нервной деятельности человека.Скачать

БИОЛОГИЯ 8 класс: Особенности высшей нервной деятельности человека.

Высшая нервная деятельностьСкачать

Высшая нервная деятельность

Физиология Высшей Нервной Деятельности. Олег Александрович Чагин.Скачать

Физиология Высшей Нервной Деятельности. Олег Александрович Чагин.

Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.Скачать

Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.

ВНД (Высшая нервная деятельность) разбор 10 класс. СдатьЕГЭлегко. Баштанник Н.Е.Скачать

ВНД (Высшая нервная деятельность) разбор 10 класс. СдатьЕГЭлегко. Баштанник Н.Е.

Особенности высшей нервной деятельностиСкачать

Особенности высшей нервной деятельности

Концепция типов высшей нервной деятельности (ВНД) И. П. ПавловаСкачать

Концепция типов высшей нервной деятельности (ВНД) И. П. Павлова
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии