Транспорт веществ в организме животных и растений | Параграф 12

 «Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И. Сонин

Перенос питательных веществ в организме растения и животного

 

 

Вопрос 1.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности организму необходимы питательные вещества (минеральные вещества, вода, органические соединения) и кислород. Обычно эти вещества передвигаются по сосудам (по сосудам древесины и луба у растений и по кровеносным сосудам у животных). В клетках вещества передвигаются от органоида к органоиду. Транспортируются вещества в клетку из межклеточного вещества. Отработанные и ненужные вещества выводятся из клеток и,, затем, через органы выделения из организма. Таким образом, транспорт веществ в организме необходим для нормального обмена веществ и энергии.

Вопрос 2.
У одноклеточных организмов вещества переносятся движением цитоплазмы. Так, у амёбы цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Содержащиеся в ней питательные вещества передвигаются и разносятся по всему организму. У инфузории туфельки – одноклеточного организма, имеющего постоянную форму тела – передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

Вопрос 3.
Сердечно-сосудистая система обеспечивает непрерывное движение крови, которое необходимо для всех органов и тканей. По этой системе органы и ткани получают кислород, питательные вещества, воду, минеральные соли, с кровью к органам поступают гормоны, регулирующие работу организма. Из органов в кровь поступает углекислый газ, продукты распада. Кроме того, система кровообращения поддерживает постоянство температуры тела, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), взаимосвязь органов, обеспечивает газообмен в тканях и органах. Система кровообращения выполняет также защитную функцию, так как в крови содержатся антитела и антитоксины.

Вопрос 4.
Кровь — это жидкая соединительная ткань. Она состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма — это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы — это клетки крови. Плазма составляет 50—60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное — это органические (около 9,1 %) и неорганические (около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию — важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.

Вопрос 5.
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма — это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы — это клетки крови. Плазма составляет 50—60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное — это органические (около 9,1 %) и неорганические
(около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию — важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.
Форменными элементами крови являются эритроциты – красные кровяные тельца, лейкоциты – белые кровяные тельца и тромбоциты – кровяные пластинки.

Вопрос 6.
Устьица представляют собой щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) — только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа.

Вопрос 7.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности растение поглощает СО2 (углекислый газ) из атмосферы листьями и воду с растворенными в ней минеральными солями из почвы корнями.
Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. Благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.
Передвижение воды и минеральных веществ в растениях осуществляется за счет двух сил: корневого давления и испарения воды листьями. Корневое давление — сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Испарение воды листьями — процесс, который происходит через устьица листьев и поддерживает непрерывный ток воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению в восходящем направлении.

Вопрос 8.
Органические вещества, синтезирующиеся в листьях, оттекают во все органы растения но ситовидным трубкам луба и образуют нисходящий ток. У древесных растений передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости происходит при участии сердцевинных лучей.

Вопрос 9.
При помощи корневых волосков происходит всасывание из почвенных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая — это облегчает всасывание.
Корневое давление — сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Корневое давление развивается при превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

Вопрос 10.
Испарение воды растением называется транспирацией. Вода испаряется через всю поверхность тела растения, но особенно интенсивно через устьица в листьях. Значение испарения: оно принимает участие в передвижении воды и растворенных веществ по телу растения; способствует углеводному питанию растений; защищает растения от перегрева.


 

🎦 Видео

§12 "Транспорт веществ в организме", Биология 6 класс, Сивоглазов.Скачать

§12 "Транспорт веществ в организме", Биология 6 класс, Сивоглазов.

§ 12 Транспорт веществ в организмеСкачать

§ 12 Транспорт веществ в организме

Л.35 | ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ У ОРГАНИЗМОВ | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.35 | ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ У ОРГАНИЗМОВ | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

Передвижение веществ у животныхСкачать

Передвижение веществ у животных

Биология 6 класс (Урок№8 - Передвижение веществ у животных.)Скачать

Биология 6 класс (Урок№8 - Передвижение веществ у животных.)

Транспорт веществ в организме. Видеоурок 12. Биология 9 классСкачать

Транспорт веществ в организме. Видеоурок 12. Биология 9 класс

Значение транспорта питательных веществ в живых организмах. 7 класс.Скачать

Значение транспорта питательных веществ в живых организмах. 7 класс.

Транспорт веществ в организмеСкачать

Транспорт веществ в организме

Биология 6 класс (Урок№7 - Передвижение веществ у растений.)Скачать

Биология 6 класс (Урок№7 - Передвижение веществ у растений.)

Органы кровообращения у животных: кольчатых червей, моллюсков, членистоногих и позв-чных. 7 класс.Скачать

Органы кровообращения  у животных: кольчатых червей, моллюсков, членистоногих и позв-чных. 7 класс.

Транспорт веществ через мембрануСкачать

Транспорт веществ через мембрану

§ 9 Транспорт веществ в организмеСкачать

§ 9 Транспорт веществ в организме

Передвижение воды и питательных веществ в растенииСкачать

Передвижение воды и питательных веществ в растении

2000243 Glava 12 Аудиокнига. "6 класс. Биология" Транспорт веществ в организмеСкачать

2000243 Glava 12 Аудиокнига. "6 класс. Биология" Транспорт веществ в организме

Естествознание. 6 класс. Транспорт питательных веществ в живых организмах /29.01.2021/Скачать

Естествознание. 6 класс. Транспорт питательных веществ в живых организмах /29.01.2021/

Биология. 7 класс. Значение транспорта питательных веществ в живых организмах /17.11.2020/Скачать

Биология. 7 класс. Значение транспорта питательных веществ в живых организмах /17.11.2020/

Транспорт веществ в организме. Биология 6 класс.Скачать

Транспорт веществ в организме. Биология 6 класс.

Транспорт веществ через мембрану. Диффузия. Осмос и другие способы | ЕГЭ 2023Скачать

Транспорт веществ через мембрану. Диффузия. Осмос и другие способы | ЕГЭ 2023

Органы, участвующие в транспорте веществ у растений. 7 класс.Скачать

Органы, участвующие в транспорте веществ у растений. 7 класс.

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Видеоурок по биологии 6 классСкачать

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Видеоурок по биологии 6 класс
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии