Строение глаза | Параграф 57

«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.

Строение глаза. Зрительные рецепторы

 

 

Вопрос 1.
Большая часть глазного яблока заполнена прозрачным стекловидным телом. Пройдя через хрусталик и стекловидное тело, лучи света попадают на внутреннюю оболочку глазного яблока — сетчатку. Это многослойное образование, причем три ее слоя, обращенные внутрь глазного яблока, содержат зрительные рецепторы — колбочки (около 7 млн) и палочки (около 130 млн). В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, они более чувствительны, чем колбочки, и обеспечивают черно-белое зрение при плохом освещении. Колбочки содержат зрительный пигмент йодопсин и обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности. Под действием квантов света зрительные пигменты разрушаются, генерируя электрические сигналы, которые передаются от палочек и колбочек к ганглиозному слою сетчатки. Отростки клеток этого слоя образуют зрительный нерв, выходящий из глазного яблока через слепое пятно — место, где нет зрительных рецепторов.
Больше всего колбочек располагается прямо напротив зрачка в так называемом желтом пятне, а в периферических отделах сетчатки колбочек почти нет, там располагаются одни палочки. Выйдя из глазного яблока, зрительный нерв следует в верхние бугры четверохолмия среднего мозга, где зрительная информация подвергается первичной обработке. По аксонам нейронов верхних бугров зрительная информация попадает в ядра таламуса, а уже оттуда — в затылочные доли коры больших полушарий. Именно там формируется тот зрительный образ, который мы субъективно ощущаем.
Схема восприятия зрительного образа:
световые лучи от предмета —> зрачок —> хрусталик —> стекловидное тело —> сетчатка.
Изображение на сетчатке возникает перевернутое, уменьшенное.

Вопрос 2.
Палочки и колбочки — это зрительные рецепторы. Палочек на сетчатке около 130 млн, колбочек — 7 млн. Палочки — рецепторы сумеречного цвета, имеющие большую чувствительность к лучам видимого света. Колбочки — рецепторы цветного зрения, которые раздражаются только ярким светом. Существует 3 вида колбочек, чувствительных только к синему, зеленому и красному цветам.

Вопрос 3.
Внутри глазного яблока находится хрусталик — прозрачный двояковыпуклый орган, выполняющий функцию линзы (его диаметр около 1 см). Он окружён циркулярной ресничной мышцей, изменяющей его кривизну для фокусировки лучей света. Когда мышца сокращается, натяжение волокон ресничного пояска уменьшается и хрусталик становится более выпуклым. Это происходит при рассматривании близких предметов. Если рассматривать отдаленные предметы, то ресничная мышца расслабляется и хрусталик становится менее выпуклым. Способность хрусталика изменять кривизну в зависимости от удаленности предметов называется аккомодацией. Благодаря этому явлению хрусталик приспосабливается либо к ближнему, либо к дальнему видению. Изображение, получаемое на сетчатке, четкое, но уменьшенное и перевернутое. Но благодаря обучению и тренировке, в которых принимают участие и другие анализаторы, в нашем сознании возникает истинная картина мира.
1 (!). «В темноте все кошки серы». Эта поговорка справедлива, т.к. при недостаточном освещении рецепторы цветового зрения (колбочки) не воспринимают цвет. Ночью, когда возбуждаются только палочки, все предметы кажутся серыми.
2 (!). На сетчатке глаза напротив зрачка находится желтое пятно. Это место скопления колбочек. Наиболее отчетливо мы воспринимаем именно те предметы, изображение которых попадает на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы управляем движением глаз таким образом, чтобы изображение предмета попало на желтое пятно. Начинающий шофер вынужден постоянно переводить взгляд с предмета на предмет и глазные мышцы из-за этого быстро устают. При рассматривании близких (приборы) и дальних (дорожные знаки) предметов постоянно меняется кривизна хрусталика, что также ведет к утомлению мышц хрусталика. Все это вместе приводит к усталости глаз у начинающего шофера.
3 (!). Мушка ружья и мишень находятся на разном расстоянии от глаз. Мы не можем одинаково четко видеть и на близком и на дальнем расстоянии. Хрусталик, изменяя свою кривизну, фокусирует изображение на сетчатке глаза. Глаз приспособлен к чёткому видению предметов на определённом расстоянии. Поэтому нельзя хорошо видеть предметы, находящиеся на близком и дальнем расстоянии.

🔥 Видео

Строение глазаСкачать

Строение глаза

Строение глаза человека. Изучаем в 3DСкачать

Строение глаза человека. Изучаем в 3D

Анатомия (строение глаза)Скачать

Анатомия (строение глаза)

Строение глаза человека, зрительный анализаторСкачать

Строение глаза человека, зрительный анализатор

Строение глаза | ЕГЭ Биология | Даниил ДарвинСкачать

Строение глаза | ЕГЭ Биология | Даниил Дарвин

Сенсорные системы| Строение глаза и уха| Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Сенсорные системы| Строение глаза и уха| Биология ЦТ, ЕГЭ

Строение глаза лучшее объяснение за 10 минут | ЕГЭ Биология | Глеб МендельСкачать

Строение глаза лучшее объяснение за 10 минут | ЕГЭ Биология | Глеб Мендель

Анатомия глазаСкачать

Анатомия глаза

Зрительный анализатор. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Зрительный анализатор. Видеоурок по биологии 8 класс

Строение глазаСкачать

Строение глаза

Строение и гигиена органов зрения. 8 класс.Скачать

Строение и гигиена органов зрения. 8 класс.

Биология 8 класс (Урок№10 - Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№10 - Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.)

Строение глаза (схематично)| MedanatfarmСкачать

Строение глаза (схематично)| Medanatfarm

Строение глаза человекаСкачать

Строение глаза человека

Детям о глазах. Мультфильм о строении глаза и охране зренияСкачать

Детям о глазах. Мультфильм о строении глаза и охране зрения

Глаз анатомияСкачать

Глаз анатомия

1.3. Строение глазаСкачать

1.3. Строение глаза

Слезные железы | Строение глазаСкачать

Слезные железы | Строение глаза

Оболочки и светопроводящая система глазного яблока | АнатомияСкачать

Оболочки и светопроводящая система глазного яблока | Анатомия

Строение глаза | ЕГЭ Биология | Даниил ДарвинСкачать

Строение глаза | ЕГЭ Биология | Даниил Дарвин
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии