Состав и структура сообщества | Параграф 5.2

 «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз)

 

Структура сообщества. Разнообразие видов в сообществах

 

 

Вопрос 1. Какие факторы увеличивают видовое богатство сообщества?
Видовое разнообразие сообщества зависит от следующих факторов:
1) географическое положение (при продвижении с севера на юг в Северном полушарии Земли, и наоборот, в Южном островная фауна обычно беднее, чем на материке, причем она тем беднее, чем меньше остров и чем более он удален от материка);
2) климатические условия (в районах с мягким устойчивым климатом, с обильными и регулярными осадками, без сильных заморозков и сезонных колебаний температур видовое богатство выше, чем в районах, находящихся в зонах сурового климата);
3) длительность развития (чем больше времени прошло с момента образования сообщества, тем выше его видовое богатство.

Вопрос 2. Какое значение имеют редкие виды?
Для поддержания жизни редких видов требуются строго определенные сочетания различных факторов окружающей среды (температуры, влажности, состава почв, определенных видов пищевых ресурсов и др.), что во многом зависит от нормального функционирования экосистемы. Редкие виды обеспечивают высокий уровень видового разнообразия и являются лучшими показателями (индикаторами) состояния сообщества в целом. Например, если в водоёме обитают речные раки, то это может быть показателем того, что в данном водоёме нормально развивается экосистема. Если водоём «зарос» водорослями, то это является сигналом того, что в данном водоёме нарушено равновесие экосистемы.

Вопрос 3. Какие свойства сообщества характеризует разнообразие видов?
Разнообразие видов — показатель благополучия сообщества или экосистемы в целом. Уменьшение многообразия видов в сообществе, даже при неизменном общем числе живых организмов, свидетельствует о неблагоприятных процессах в экосистеме. Если в экосистеме происходят нарушения, не затрагивающие средние характеристики среды, то принципиальная структура биоценоза сохраняется (например, сезонные колебания численности). При существенных нарушениях состава биоценоза, возникают временные, неустойчивые, сменяющие друг друга сообщества. В устойчивых экосистемах происходит естественный процесс саморегуляции. Саморегуляция — это свойство экосистемы автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне численность популяций, соотношение полов, рождаемость и смертность и т.д. В основе поддержания относительно стабильной численности популяции лежат трофические связи в пищевых сетях (например, хищник — жертва, паразит — хозяин и пр.).
Устойчивость сообщества характеризуется разнообразием видов, чем больше разнообразие, тем более устойчивым является сообщество к внезапным переменам условий окружающей среды. Это связано с тем, что в случае исчезновения какого-либо вида его место займет другой вид, близкий по специализации к выбывшему из сообщества.

Вопрос 4. Что такое пищевая цепь и пищевая сеть? В чем их значение?
Перенос энергии от её первоначального источника – растений – через ряд организмов, каждый из которых поедает предыдущий и служит пищей для последующего, носит название цепи питания. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей – пищевую сеть. Пищевая сеть состоит из нескольких пищевых цепей. Простейший пример пищевой цепи: растение — растительноядное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.
По каждой из пищевых цепей, образующих пищевую сеть, передаются вещество и энергия, т. е. осуществляется вещественно-энергетический обмен. Реализация всех связей в сообществе, в том числе пищевых, способствует поддержанию его целостности.
В биоценозе все компоненты последовательно распределены по трофическим уровням цепей питания и их взаимодействующим сочетаниям — пищевым сетям. В результате складывается единая функциональная система обмена веществ и превращения энергии в рамках биоценоза (рис 4.).


Рис. 4. Трофические уровни экосистемы.

📽️ Видео

Экологические сообщества Структура сообщества | Биология 11 класс #24 | ИнфоурокСкачать

Экологические сообщества  Структура сообщества | Биология 11 класс #24 | Инфоурок

Структура сообществаСкачать

Структура сообщества

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Ядро. 10 класс.Скачать

Ядро. 10 класс.

5.2 Ковариантное дифференцированиеСкачать

5.2 Ковариантное дифференцирование

Природные сообщества | Биология 5 класс #20 | ИнфоурокСкачать

Природные сообщества | Биология 5 класс #20 | Инфоурок

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shorts

Строение клетки за 8 минут (даже меньше)Скачать

Строение клетки за 8 минут (даже меньше)

Л.7 | БЕЛКИ | Состав и строение белков | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.7 | БЕЛКИ | Состав и строение белков | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

КОНСПЕКТ ПО БИОЛОГИИСкачать

КОНСПЕКТ ПО БИОЛОГИИ

Сообщества живых организмов. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Сообщества живых организмов. Видеоурок по биологии 11 класс

Вид и популяция | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Вид и популяция | Биология ЦТ, ЕГЭ

Популяционная структура вида | Биология 9 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Популяционная структура вида | Биология 9 класс #27 | Инфоурок

Биология 9 класс. Ненаследственная изменчивостьСкачать

Биология 9 класс. Ненаследственная изменчивость

Белки. Видеоурок 6. Биология 9 классСкачать

Белки. Видеоурок 6. Биология 9 класс

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

ДНК и РНКСкачать

ДНК и РНК

Модуль 5.2. Аккредитация в образовательных организацияхСкачать

Модуль 5.2. Аккредитация в образовательных организациях

Белки | Биология 10 класс #8 | ИнфоурокСкачать

Белки | Биология 10 класс #8 | Инфоурок

Строение клеточной мембраныСкачать

Строение клеточной мембраны
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии