«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.
Рефлекторная регуляция слюноотделения
Вопрос 1.
Слюноотделение — это рефлекторная реакция организма. Великий русский физиолог И.П. Павлов различал безусловно-рефлекторную и условно-рефлекторную регуляцию процесса пищеварения. Так, отделение слюны может происходить в ответ на попадание пищи в ротовую полость, в результате чего будут возбуждаться рецепторы слизистой, от них импульсы будут поступать в центр слюноотделения в продолговатом мозгу, а оттуда по эфферентным путям к слюнным железам; это — безусловно-рефлекторное слюноотделение. Но отделение слюны может возникать и в ответ на запах или вид пищи; в этом случае будут возбуждаться рецепторы соответствующих анализаторов, возбуждение будет поступать в соответствующую зону коры больших полушарий и оттуда в центр слюноотделения и к слюнным железам; это — условно-рефлекторное слюноотделение (рис. 11.).
Рис. 11. Слюноотделительный рефлекс.
Вопрос 2.
В ротовой полости пища:
а) измельчается (механическая обработка);
б) смачивается слюной (химическая обработка);
в) начинается расщепление углеводов;
г) обеззараживается лизоцимом.
Вопрос. 3.
В ротовой полости под действием пищеварительных ферментов — амилазы (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтазы (расщепляет мальтозу до двух молекул глюкозы). Ферменты слюны активны только в щелочной среде.
Вопрос. 4.
Глотание — переход пищи из ротовой полости в глотку.
Процесс глотания: раздражение рецепторов корня языка —> нервные импульсы идут в центр глотания в продолговатом мозге —> нервные импульсы идут к глотательным мышцам —> поднятие мягкого неба —> закрытие гортани надгортанником —> поступление пищи в пищевод.
Вопрос. 5.
Центр глотания находится в продолговатом мозге.
1 (!). Слюноотделение — это безусловный рефлекс. Для осуществления рефлекторной реакции необходимо наличие 5 частей рефлекторной дуги: рецепторов (рецепторы слизистой оболочки рта), чувствительного пути (чувствительный нейрон), участка центральной нервной системы (центр слюноотделения в продолговатом мозгу), двигательного пути (двигательный нейрон), органа, отвечающего на раздражение (слюнная железа). Если повреждена хотя бы одна из этих частей (в случае с животным или человеком это нервы языка и слизистой оболочки ротовой полости, которые являются частью чувствительного пути), ответная реакция (слюноотделение) происходить не будет.
2 (!). В хлебе содержится достаточное количество углеводов, особенно много крахмала. При долгом жевании ферменты слюны расщепляют сложные углеводы (крахмал) до более простых (сахар). Фермент птиалин расщепляет крахмал до промежуточного продукта — дисахарида мальтозы, а фермент мальтаза превращает ее в простой сахар — глюкозу. Глюкоза и придает хлебу сладкий вкус.
3 (!). Акт глотания происходит в результате сокращения поперечно-полосатых мышц, и пища попадает в пищевод — мышечную трубку длиной около 25 см. Для глотания необходимо раздражение рецепторов корня языка, импульс от которых идет в продолговатый мозг, где располагается центр глотания. На языке также находятся вкусовые, температурные, тактильные рецепторы. Глотание будет невозможно только в том случае, если повреждены чувствительные нервы, являющиеся частью рефлекторной дуги глотательного рефлекса.
🌟 Видео
История Средних веков, 6 кл., § 31 "Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония"Скачать
География 6 класс (Алексеев) Параграф 31 «Реки-артерии земли» (1) аудиоСкачать
§31. Средневековая Азия. Китай, Индия, ЯпонияСкачать
§ 31 Пищеварение в ротовой полостиСкачать
История Древнего мира, 5 класс, § 31 "Древняя Спарта"Скачать
МЕРЗЛЯК-6. ЧИСЛОВОЕ МНОЖЕСТВО. ПАРАГРАФ-31Скачать
Физика 7 класс. §31 Сложение двух сил действующих по одной прямой. Равнодействующая силСкачать
Физика 8 класс. §31 Проводники, полупроводники и непроводники электричестваСкачать
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу ( 5 класс )Скачать
§31.ДРЕВНЯЯ СПАРТА.История Древнего мира.5 класс//Никишин В.О. Стрелков А.В.и др.Скачать
§ 31 Причины, влияющие на климатСкачать
Біологія. Остапченко. 7 клас. Параграф 31.Скачать
§31 "Реки - артерии Земли"(1), География 5-6 класс, Полярная звездаСкачать
История 8кл. А.Юдовская §31 Международные отношения: дипломатия или войны.Скачать
Габриелян О. С. 8 класс §31 "Реакции соединения".Скачать
31. Древняя СпартаСкачать
§31 "Ресурсы растительного и животного мира", География 8 класс, ДомогацкихСкачать
Биология 5-6 класс ( Пасечник, Суматохин, Калинова ) Параграф 31 Фотосинтез аудиоСкачать
Всасывание питательных веществ в кровь | Биология 8 класс #31 | ИнфоурокСкачать
§ 31 Смена политического курсаСкачать