«Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». В.В. Пасечник
Значение бактерий в природе и жизни человека
Вопрос 1. В чем значение бактерий в природе?
Бактерии принимают непосредственное участие в круговороте веществ в природе, разрушая мертвые органические вещества, и тем самым способствуют поглощению этих веществ растениями. Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапротрофные бактерии гниения превращают их в такие соединения, которые легко усваиваются растениями (перегной). Они — своеобразные санитары нашей планеты.
Болезнетворные бактерии выполняют роль регуляторов численности организмов.
Цианобактерии при фотосинтезе выделяют кислород. Именно благодаря этой группе организмов примерно 2 миллиарда лет тому назад в атмосфере началось накопление молекулярного кислорода. В результате деятельности этих бактерий изменился газовый состав атмосферы и сформировался озоновый экран.
Важную роль играют бактерии в фиксации атмосферного азота. Среди них встречаются как свободноживущие бактерии (в том числе некоторые цианобактерии), так и живущие в симбиозе клубеньковые бактерии. Делая доступным для растений азот атмосферы, они повышают плодородие почвы.
Цианобактерии входят в состав лишайников.
Множество бактерий обитает в кишечнике млекопитающих в качестве симбионтов. Они частично разлагают клетчатку, которую эти животные не способны переварить. В процессе их жизнедеятельности синтезируются витамины группы В и витамин К, необходимые для нормальной жизнедеятельности.
Вопрос 2. Что вы знаете о клубеньковых бактериях?
Особый интерес представляют бактерии-симбионты, тесно связанные с другими живыми организмами симбиотическими типами отношений. Например, клубеньковые бактерии, образующие клубеньки на корнях бобовых растений. Бактерии, вызывающие образование клубеньков у бобовых, принадлежат к роду ризобиум. Они свободно живут в почве, но фиксацию молекулярного азота могут осуществлять только в симбиозе с растениями. Растение обеспечивает бактерии питательными веществами и создает для них необходимые условия существования, а бактерии снабжают растения азотом. Они способны фиксировать молекулярный азот и переводить его в форму, доступную для всасывания растениями. Благодаря такому взаимовыгодному сожительству (симбиозу) с клубеньковыми бактериями, бобовые обогащают почву азотом и обеспечивают устойчивые урожаи.
Вопрос 3. Как человек использует молочнокислые бактерии?
Кроме гнилостных бактерий существует бактерии брожения, например, молочнокислые. Они питаются углеводами, содержащимися в молоке, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу и кефир, а сливки — в сметану. Квашение капусты, силосование кормов — результат работы молочнокислых бактерий.
Вопрос 4. Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
Цианобактерии при фотосинтезе выделяют кислород. Именно благодаря этой группе организмов примерно 2 миллиарда лет тому назад в атмосфере началось накопление молекулярного кислорода. В результате деятельности этих бактерий изменился газовый состав атмосферы и сформировался озоновый экран. Важную роль играют бактерии в фиксации атмосферного азота. Бактерии играют большую роль в биологически важных круговоротах веществ на Земле, осуществляя химические превращения, недоступные ни растениям, ни животным. Сапротрофные бактерии обеспечивают разложение сложных органических веществ, переводя их в минеральные соединения, которые могут усваиваться растениями. В результате деятельности сапротрофных бактерий Земля очищается от трупов животных и растений. Таким образом, бактерии являются важным звеном круговорота веществ в природе, а также санитарами нашей планеты. Без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна.
Вопрос 5. Как можно защитить продукты питания от бактерий?
Поскольку бактерии не могут жить без воды, а многие — без кислорода и погибают в концентрированных растворах соли, уксуса и сахара, то продукты сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. При консервировании плотно закрытые банки нагревают. При этом погибают не только бактерии, но и их споры. Поэтому консервы сохраняются долгое время. Бактерии плохо размножаются при низких температурах, поэтому пищевые продукты хранят в холодильниках и морозильных камерах, а также используют методы быстрой заморозки продуктов питания.
Вопрос 6. Как бактерии попадают в организм человека и какой вред они наносят?
Бактерии попадают в организм человека из окружающей среды с пищей и водой, с воздухом, так называемым воздушно-капельным путём — с мельчайшими капельками слизи, образующимися при разговоре, кашле и чихании, Заражение может происходить как при контакте с больными людьми, так и через воду, воздух, продукты питания, предметы личной гигиены.
Бактерии-паразиты, поселяясь в организме человека, вызывают заболевания (отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности).
Вопрос 7. Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?
У человека бактерии являются возбудителями таких заболеваний, как тиф, холера, чума, сибирская язва, туберкулез, ангина, менингит, столбняк, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, бруцелёз и другие болезни.
Вопрос 8. Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий?
Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения болезнетворных бактерий. Это может вызвать эпидемию — массовое заболевание людей.
Вопрос 9. Какие меры принимают для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями?
Устанавливают строгий врачебный контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропуская ее через фильтры, хлорируют, озонируют. Больные получают лекарства, которые убивают болезнетворные бактерии. Для уничтожения бактерий в помещении, где находится заразный больной, проводят дезинфекцию, т.е. опрыскивание или окуривание химическими препаратами, вызывающими гибель бактерий. Солнечный свет губителен для многих бактерий, например для бактерий туберкулёза, поэтому помещения должны быть хорошо освещены. Дли предупреждения заразных заболеваний применяют предохранительные прививки, благодаря которым организм приобретает иммунитет. Применяется пастеризация и термическая обработка продуктов питания, соблюдение основных гигиенических требований, дезинфекция помещений, стерилизация инструментов и перевязочного материала и другие мероприятия.
🔥 Видео
Роль бактерий в природе и жизни человека. Видеоурок по биологии 5 классСкачать
Роль бактерий в природе и жизни человека | Биология 6 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Биология ОГЭСкачать
38. Роль бактерий в природеСкачать
Биология 5 класс (Пасечник) аудио Параграф 11 «Роль бактерий в природе и жизни человека»Скачать
Значение бактерий в природе и для человека | Биология 5 класс #10 | ИнфоурокСкачать
Роль бактерий в природе и жизни человека. Урок 14. Биология 5 классСкачать
Бактерии. Тема 3. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители болезнейСкачать
§ 12 Роль бактерий в природе и жизни человекаСкачать
Роль бактерий в природе и жизни человекаСкачать
Биология 7 кл Пасечник $4 Роль бактерий в природе и жизни человекаСкачать
Строение и жизнедеятельность бактерий | Биология 6 класс #6 | ИнфоурокСкачать
Значение бактерий в природе и жизни человекаСкачать
БИОЛОГИЯ 6 класс: Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе человекаСкачать
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека | Окружающий мир 2 класс #48 | ИнфоурокСкачать
13 фактов о бактериях и интересных местах их скопленияСкачать
Вредные и полезные бактерии: роль и значение бактерий в жизни человекаСкачать
Биология 5 класс (Урок№11 - Строение и многообразие бактерий.)Скачать
Что умеют бактерии?Скачать
§ 11 Роль бактерий в природе и жизни живых организмов: виды бактерийСкачать