Приспособленность организмов | Глава 4. Параграф 8

 «Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

Приспособленность организмов. Относительный характер приспособленности организмов к окружающей среде

 

 

Вопрос 1.
У низкоорганизованных организмов потомство чаще всего оставляется на произвол судьбы. Именно этим объясняется высокая плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных. Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование вида. Другими словами, такие виды могут выжить только «накормив своим потомством всех желающих». Треска, не заботящаяся о своем потомстве, мечет за период нереста около 5 млн икринок. При развитой заботе о потомстве количество выживших и достигших половой зрелости потомков резко возрастает, что позволяет снизить их изначальную численность. Самка маленькой морской рыбки, пятнадцатииглой колюшки, самец которой охраняет гнездо с икринками, мечет всего несколько десятков икринок; амфибии, обеспечивающие защиту кладки яиц (червяги), откладывают не больше 30 яйцеклеток. Птицы, насиживающие яйца, производят нескольких потомков. Наконец, древесные обезьяны, заботящиеся о детеныше в течение 3—5 лет, рождают только одного потомка. Слониха, потомству которой в природе почти ничто не угрожает, в течение своей долгой жизни приносит не более 6 слонят, а вот человеческая аскарида, абсолютное большинство потомства которой гибнет, в течение года откладывает по 200 000 яиц каждые сутки.

Вопрос 2.
Строение живых организмов очень тонко приспособлено к конкретным условиям существования. Любой видовой признак или свойство носят приспособительный характер, целесообразный только в данной среде и в конкретных жизненных условиях. Теория Дарвина объясняет появление приспособленности наследственной изменчивостью и естественным отбором.
Однако всегда надо учитывать, что приспособительность относительна. То есть любое приспособление помогает выживать только в тех условиях, в которых оно формировалось. Стоит условиям измениться, и ранее полезный признак превратится во вредный и приведет к гибели. Например, прекрасно летающий стриж имеет очень длинные узкие крылья. Однако такая специализация крыла привела к тому, что стриж не может взлетать с ровных поверхностей и, если ему не с чего спрыгнуть, погибает.
Относительный характер приспособительности можно рассмотреть также на следующем примере: в промышленных районах Европы, где вследствие интенсивного развития промышленного производства погибли светлоокрашенные лишайники, покрывавшие стволы деревьев, темноокрашенные особи бабочек вытеснили светлоокрашенных особей. Это явление получило название индустриального меланизма. Дело в том, что светлые насекомые очень хорошо заметны на темном фоне стволов и преимущественно поедаются птицами. А в сельских районах наоборот — темные насекомые хорошо заметны на светлых стволах, и именно они уничтожаются птицами.
Благодаря мимикрии большинство птиц не трогает ос и пчел, однако среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Еж и птица-секретарь без вреда поедают ядовитых змей. Панцирь наземных черепах надежно защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю.
Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов — очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.
Так, все особенности строения и поведения кошек целесообразны для хищника, подстерегающего добычу. В засаде: мягкие подушечки на пальцах, втягивающиеся когти, способность видеть в темноте. Точно также организация насекомоядных растений (росянка, венерина мухоловка) приспособлена к ловле и перевариванию насекомых и мелких позвоночных. Приспособления не появляются в готовом виде, а представляют результат отбора случайных наследственных изменений, повышающих жизнеспособность организмов в конкретных условиях. Ни один из приспособительных признаков не обеспечивает абсолютной безопасности для их обладателей. Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они становятся бесполезными или даже вредными для организма. Например, преобразование конечностей в ласты у водных млекопитающих полезно для обитания в воде, но на суше китообразные неподвижны, а ластоногие перемещаются весьма неуклюже.Таким образом, любое приспособление является относительным.

💡 Видео

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора. ВидеоурокСкачать

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора. Видеоурок

Приспособленность организмовСкачать

Приспособленность организмов

Наземно-воздушная среда обитания. Приспособления организмов к наземно-воздушной средеСкачать

Наземно-воздушная среда обитания. Приспособления организмов к наземно-воздушной среде

Почвенная среда обитания и её особенности. Приспособления организмов к почвенной среде обитанияСкачать

Почвенная среда обитания и её особенности. Приспособления организмов к почвенной среде обитания

Приспособленность, или адаптация, организмов. 8 класс.Скачать

Приспособленность, или адаптация, организмов. 8 класс.

Адаптация как результат естественного отбора | Биология 9 класс #30 | ИнфоурокСкачать

Адаптация как результат естественного отбора | Биология 9 класс #30 | Инфоурок

Среды обитания и приспособления организмов. Водная среда обитанияСкачать

Среды обитания и приспособления организмов. Водная среда обитания

Приспособленность организмов к среде как результат действия отбора. Видеоурок 10. Биология 11 классСкачать

Приспособленность организмов к среде как результат действия отбора. Видеоурок 10. Биология 11 класс

Сезонные изменения в жизни организмовСкачать

Сезонные изменения в жизни организмов

5 класс - Биология - Среды обитания организмовСкачать

5 класс - Биология - Среды обитания организмов

Приспособления организмов к жизни в природе | Биология 5 класс #19 | ИнфоурокСкачать

Приспособления организмов к жизни в природе | Биология 5 класс #19 | Инфоурок

Биология 8 класс (Урок№4 - Клеточное строение организма.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№4 - Клеточное строение организма.)

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Видеоурок по биологии 9 класс

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. ВидеоурокСкачать

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Видеоурок

Биология 11 класс (Урок№6 - Приспособленность-результат действия факторов эволюции.Видообразование.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№6 - Приспособленность-результат действия факторов эволюции.Видообразование.)

Среда обитания организмов. Приспособленность к среде обитания. Видеоурок 5. Биология 5 классСкачать

Среда обитания организмов. Приспособленность к среде обитания. Видеоурок 5. Биология 5 класс

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания. Видеоурок по биологии 5Скачать

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания. Видеоурок по биологии 5

Тема №4. Среды жизни и приспособления организмов к ним.Скачать

Тема №4. Среды жизни и приспособления организмов к ним.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии