Причины устойчивости и смены экосистем | Параграф 5. 6

 «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

Устойчивость и смена экосистем (биогеоценозов).

 

 

Вопрос 1. Какое значение для устойчивости экосистемы имеет ее видовое разнообразие?
Разнообразие видового состава биоценозов обеспечивает реальное существование не столько цепей, сколько сетей питания, поскольку на каждом трофическом уровне находятся организмы разных видов, способные заместить друг друга в выполнении функций биотического круговорота веществ при изменении экологической ситуации. Чем разнообразнее пищевые цепи и сложнее их переплетение, тем устойчивее биоценоз. Действительно, в сложных цепях с большим видовым разнообразием экологические возможности разных видов дополняют и компенсируют друг друга. В результате даже при значительном изменении условий окружающей среды сложная система сохраняет свою целостность. Наиболее опасно (с точки зрения нарушения устойчивости) для экосистемы уменьшение биомассы продуцентов, а также повреждения на уровне таких элементов биотопа, как почва, вода, воздух.

Вопрос 2. Что такое равновесное состояние экосистемы?
Равновесное состояние экосистемы означает, что та биомасса (первичная продукция), которую синтезируют зеленые растения и другие автотрофы, в энергетическом отношении соответствует потребностям экосистемы. При уменьшении потребностей консументов и редуцентов начинается накопление органического вещества, при увеличении — расходование его. Результатом накопления является, например, отложение торфа. Перерасход ведет к снижению численности консументов, а в некоторых случаях — к радикальным экологическим изменениям (козы, завезенные на мелкие тропические острова, истребили исходную растительность и привели к превращению лесов в полупустыню).

Вопрос 3. Приведите примеры быстрой смены экосистем (биогеоценозов) .

Примером быстрой смены экосистем является зарастание озера. Сначала у берегов образуется сплавина — поверхностный слой влаголюбивых и водных растений. Затем происходит накопление торфа, постепенно заполняющего чашу водоема. В итоге озеро исчезает, сменяясь болотистым мелким лесом.
В случае смены сосняка ельником семена ели, попадающие в сосновый лес, сначала развиваются под сосновыми кронами. Затем, когда ели вырастают достаточно высокими, они начинают угнетать рост светолюбивых сосен. Ель же является растением теневыносливым и продолжает прекрасно развиваться. Со временем сосны в лесу замещаются елями; происходит смена и нижних ярусов: на место кустарничков и трав приходят мхи, устойчивые к недостатку света и повышенной влажности.
Другой пример — зарастание места, где прошел лесной пожар. В этом случае в средней полосе России в течение относительно короткого времени происходит последовательная смена основных продуцентов: травы — кустарники — лиственные деревья — хвойные деревья.

Вопрос 4. От чего зависит конечный этап развития экосистемы (биогеоценоза)?
Конечный этап развития экосистемы зависит от климатических (прежде всего, годовые колебания температуры и количество осадков), почвенных и топографических условий. Например, в полярных широтах типичной экосистемой является тундра, в умеренном поясе — смешанные леса, в горах на высоте 2—3 км — альпийские луга. В случае водных экосистем важнейшее значение имеют температура и соленость воды, глубина и тип водоема.
В наше время в связи с усыханием Арала нарушился сложившийся водный баланс этого небольшого по площади моря. До 1960 г. Аральское море оказывало заметное «демпфирующее» влияние на климат прилежащих территорий. Поглощая тепло летом и отдавая его в окружающие пустыни зимой, море смягчало экстремальные выражения температур и стабилизировало условия жизни биоценозов Приаралья. Испаряемая морем влага уменьшала сухость воздуха и дефицит влаги, доступной живым организмам. После 60-х годов прошлого века шло прогрессирующее снижение уровня Арала: к 1979 г. его акватория сократилась на 16 тыс. км2 к 1985 г.—
на 19 тыс. км2. В последующие годы с каждым метром снижения уровня моря обнажалось до 2 тыс. км2 его дна.
Падение уровня воды в море влечет за собой снижение горизонта грунтовых вод — до 4 м в устье Амударьи и до 6—11 м в Кызылкумах. На обсохшем дне моря преобладают солончаково-песчаные массивы. В целом идет интенсивный процесс опустынивания, в котором ведущими факторами становятся поверхностное засоление почвы и ветровая деятельность, определяющая широкий перенос солевых частиц.
Перечисленные изменения сказываются на состоянии экосистем прилежащей к бывшему побережью территории в полосе до 300 км и более. Солончаково-песчаные равнины вначале (на второй год после обнажения) колонизируются солянками. Сюда вселяются песчанки, малый тушканчик, домовая мышь; вслед за ними здесь появляются некоторые хищники (ласка, лисица, степной хорь). Появляются и копытные — кабан, местами — сайгак и джейран. Но уже через 3—4 года эти места превращаются в пухлые солончаки, лишенные растительности и животного населения. Падение уровня грунтовых вод влечет за собой расширение зоны сыпучих песков; возрастает степень аридизации. Все это сказывается и на видовом составе, численности и условиях существования на прилежащих территориях Кызылкумов, Приаральских Каракумов, плато Устюрт.
С течением времени условия на Земле (особенно для наземных экосистем) изменяются, что приводит к смене биоценозов.

 

💡 Видео

Естествознание 6 класс Причины смены экосистемСкачать

Естествознание 6 класс Причины смены экосистем

Смена экосистем. Экологическая сукцессия. 7 класс.Скачать

Смена экосистем. Экологическая сукцессия. 7 класс.

Естествознание. 6 класс. Взаимосвязь компонентов экосистем. Причины смены экосистем /19.03.2021/Скачать

Естествознание. 6 класс. Взаимосвязь компонентов экосистем. Причины смены экосистем /19.03.2021/

Что такое экосистема? | Просто о сложном - СортировочнаяСкачать

Что такое экосистема? | Просто о сложном - Сортировочная

Смена экосистемСкачать

Смена экосистем

Что такое экосистема?Скачать

Что такое экосистема?

6 кл. Экосистемы. Смена экосистемСкачать

6 кл. Экосистемы. Смена экосистем

6 класс, Естествознание, Причины смены экосистем. 3 урокСкачать

6 класс, Естествознание, Причины смены экосистем. 3 урок

Естествознание 6 класс. Тема урока: Смена экосистемСкачать

Естествознание 6 класс. Тема урока: Смена экосистем

Что такое СУКЦЕССИЯ I ЕГЭ Биология | Даниил Дарвин | ВебиумСкачать

Что такое СУКЦЕССИЯ I ЕГЭ Биология | Даниил Дарвин | Вебиум

Смена биоценозов. Сукцессии. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Смена биоценозов. Сукцессии. Видеоурок по биологии 11 класс

Экосистемная организация природы Компоненты и структура экосистем | Биология 9 класс #38 | ИнфоурокСкачать

Экосистемная организация природы  Компоненты и структура экосистем | Биология 9 класс #38 | Инфоурок

Биология 11 класс (Урок№15 - Свойство и развитие экосистем.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№15 - Свойство и развитие экосистем.)

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Биология.№4 урок Экологические сукцессии первичная и вторичная сукцессия Смена экосистемСкачать

Биология.№4 урок Экологические сукцессии первичная и вторичная сукцессия  Смена экосистем

Виды экосистем, естествознание 5 классСкачать

Виды экосистем, естествознание 5 класс

11-класс | Биология | Развитие и смена экосистем. Сукцессия. Задачи современной экологииСкачать

11-класс | Биология  | Развитие и смена экосистем. Сукцессия. Задачи современной экологии

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Развитие и смена экосистем. Сукцессии | Разбор заданий ЕГЭ по биологииСкачать

Развитие и смена экосистем. Сукцессии | Разбор заданий ЕГЭ по биологии

География 5-6к. §28 Урок-практикум (+Итог)Скачать

География 5-6к. §28 Урок-практикум (+Итог)
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии