«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.
Органы пищеварительной системы
Вопрос 1.
У человека 32 зуба, они дифференцированы: в каждой половине челюсти имеются два резца, один клык, два малых коренных и три больших коренных. В зубе выделяют коронку, шейку и корень. Часть зуба, выступающая на поверхность челюсти, называется коронкой. Она состоит из дентина — вещества, близкого к кости, и покрыта эмалью, обладающей значительно большей плотностью, чем дентин. Суженная часть зуба, лежащая на границе между коронкой и корнем, называется шейкой. Часть зуба, находящаяся в лунке, именуется корнем. Корень, как и шейка, состоит из дентина, а поверхность покрыта веществом, напоминающим кость, — цементом. Внутри зуба имеется полость, заполненная рыхлой соединительной тканью с нервами и кровеносными сосудами, образующими пульпу.
Вопрос 2.
Аппендикс — червеобразный отросток слепой кишки, содержащий большое количество лимфоузлов.
Значение аппендикса: а) защищает кишечник от микроорганизмов (лимфоузлы), препятствует их размножению; б) обитающая в нем бактерия — кишечная палочка — расщепляет целлюлозу (основная масса этих бактерий находится в толстом кишечнике); в) выполняет функцию лимфатической железы, входящей в иммунную систему организма.
1 (!). Металлические предметы царапают эмаль, что позволяет микроорганизмам проникнуть в полость зуба и вызывать воспалительный процесс. Если вовремя не обратиться к врачу, начинается разрушение зуба.
2 (!). Согласно законам физики, тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются, при этом изменяется расстояние между молекулами веществ, образующих зубную эмаль. Регулярное употребление очень холодной пищи после горячей приводит к появлению в ней трещин, т.к. зубная эмаль состоит из нескольких веществ, имеющих разный коэффрщиент расширения. В трещины проникают микроорганизмы, продолжающие разрушение эмали за счет химических веществ, выделяемых в процессе их жизнедеятельности.
3 (!). Несъедобные твердые предметы (плодовые косточки, шелуха подсолнечника и др.) не перевариваются в пищеварительном тракте, т.к. покрыты защитной оболочкой. При продвижении по пищеварительному каналу они могут попасть в отросток слепой кишки — аппендикс, что чревато его воспалением — аппендицитом.
Вопрос. 3.
1. Резцы. Их по 4 на каждой челюсти. Это плоские зубы с острым краем. Служат для откусывания пищи.
Клыки. В каждой половине челюсти имеются один клык. Это длинные, заостренные зубы. Служат для откусывания твердой пищи.
Коренные зубы. Их по 10 на каждой челюсти (с каждой стороны по 2 малых и 3 больших коренных зуба.
Последняя пара — зубы «мудрости». Имеют плоскую бугристую поверхность. Служат для дробления и пережевывания пищи.
2. Пищеварительная система.
Органы пищеварительной системы и их функции
Название, органа | Особенности строения, связан- ные с функцией | Функция |
I. Ротовая полость | 1. Зубы 2 — резцы 1 — клык 2 — малые коренные зубы 3 — большие коренные зубы, 2. Язык 3. Слюнные железы (3 пары: околоуш- ные, подчелюстные, подъязычные) | 1. Механическое измельчение пищи 2. Орган вкуса; спо- собствует лучшему перемешиванию пи- щи, глотанию 3. Выделяют слюну рефлекторно. Слюна смачивает пищу, об- легчая ее глотание. Благодаря лизоциму происходит обеззара- живание пищи. Пи- щеварительный фер- мент — птиалин рас- щепляет крахмал до дисахаридов, а затем фермент малытаза преобразует их в глю- козу |
II. Глотка | Верхняя часЛ пи- щеварительного ка- нала — трубка дли- ной ок. 5 см. В нее открывается пище- вод, гортань и евста- хиевы трубы. При глотании гортань закрывается надгор- танником | Из глотки пища по- падает в пищевод. Глотание рефлектор- ное |
III. Пищевод | 1. Верхняя треть об- разована поперечно- полосатой мышеч- ной тканью, ниж- няя — гладкой мы- шечной тканью 2. Стенки пищевода покрыты железис- тым эпителием, ко- торый выделяет слизь | 1. Перистальтика — волнообразные сокра- щения — позволяет проталкивать пищу в полость желудка 2. Облегчает про- скальзывание пищи по пищеводу |
IV. Желудок | 1 . Стенки состоят из гладкой мышечной ткани. 2. Слизистая оболоч- ка выделяет желудоч- ный сок и слизь. | 1. Сокращающиеся стенки желудка спо- собствуют переме- шиванию пищи с желудочным соком 2. Желудочный сок содержит ферменты, Расщепляющие бел- ки; слизь защищает стенки желудка от переваривания |
V. Тонкий кишеч- ник | 1. Двенадцати пер- стная кишка — на- чальный отдел тонко- го кишечника дли- ной до 15 см. В нее открываются прото- ки печени и поджелу- дочной железы. 2. Тощая кишка. | Переваривание пищи 2. Переваривание пищи, всасывание через ворсинки в кровь аминокислот и глюкозы |
VI. Толстый кишеч- ник | 1. Аппендикс — чер- веобразный отросток слепой кишки. 2. Эпителий не име- ет ворсинок, выделя- ет много слизи. 3. Прямая кишка | 1 . Препятствует раз- множению болезне- творных бактерий. 2. Слизь способству- ет передвижению не- переваренных остат- ков пищи. Всасыва- ние воды. Формиро- вание каловых масс. 3. Выведение непере- варенных остатков пищи |
📽️ Видео
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА человека, ферменты / ПИЩЕВАРЕНИЕ человекаСкачать
Пищеварительная система / Digestive systemСкачать
Органы пищеварения. Видеоурок по биологии 8 классСкачать
20. Пищеварительная система Часть 2 Желудок кишечникСкачать
Анатомия. Пищеварительная система | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ система ДЛЯ ЕГЭ 2024 |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать
Анатомия пищеварительной системы в целом. Полость рта, желудок, кишечник, печень, брюшина...Скачать
19. Пищеварительная система Часть 1 лекция по гистологииСкачать
Строение пищеварительной системы человека. Изучаем в 3DСкачать
Строение пищеварительной системы человека. 8 класс.Скачать
Питание и пищеварение. Видеоурок 21. Биология 8 классСкачать
Пищеварительная система с нуля | Биология ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Биология 8 класс (Урок№21 - Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.)Скачать
Пищеварительная система человекаСкачать
Анатомия — Пищеварительная система. Толстый кишечник.Скачать
21. Пищеварительная система Часть 3 печень поджелудочная железаСкачать
Пищеварительная система человека (2 часть из 4) | Рост и обмен веществ | МедицинаСкачать
Пищеварительная система: рот, глотка, пищеводСкачать
Пищеварительная система. Занятие №1.Скачать
§ 30 Питание и пищеварениеСкачать