Основные экологические проблемы современности | Параграф 5. 11

 «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

Основные экологические проблемы современности.  Воздействие человека на  биогеоценозы и биосферу

 

 

Вопрос 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?
На ранних этапах истории Земли атмосферу загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары. После появления человека, который стал активно использовать огонь, воздействие на атмосферу стало гораздо сильнее. Развитие промышленности и транспорта привело к ее сильному загрязнению. Последствиями загрязнения биосферы являются:
кислотные дожди — возникают в результате растворения оксидов серы и азота в каплях атмосферной влаги; обычны для окрестностей металлургических и химических комбинатов (например, медеплавильных заводов); оказывают разрушающее действие на растения, почву, водоемы, здания (в том числе на памятники архитектуры);
парниковый эффект — задержка тепла у поверхности Земли из-за повышенной концентрации в атмосфере метана и СО2; приводит к постепенному росту средней температуры планеты, что может вызвать серьезные климатические изменения, а также таяние ледников, рост уровня Мирового океана и затопление части суши;
смог — ядовитый туман, образуется под действием солнечного света из веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей; вредно действует на организм человека, на животных и растения;
озоновые дыры — области истончения озонового слоя планеты; при этом поверхности Земли начинает достигать слишком большое количество солнечной радиации, что опасно для всего живого; ученые считают, что причина образования озоновых дыр — накопление в атмосфере продуктов распада хладагентов (хлорфторуглеводородов холодильных установок).

Вопрос 2. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почвы.
Плодородный слой почвы в природных условиях формируется очень долго. В то же время с громадных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами, ежегодно изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора — главных компонентов питания растений. Истощения почв не наступает только потому, что в культурном земледелии на поля ежегодно вносятся органические и минеральные удобрения. Сохранению плодородия почвы способствуют и севообороты, направленные на создание условий для накопления в почве азота (посевы бобовых) и затрудняющие размножение вредителей культурных растений. Неблагоприятные изменения в почве наступают при посеве одних и тех же культур в течение длительного времени, засолении при искусственном орошении, заболачивании при неправильной мелиорации. В результате плодородие почвы постепенно падает. Именно эти процессы, наряду с вырубкой лесов, привели к превращению в пустыни и полупустыни многие зоны древнего земледелия (Египет, Междуречье, Средняя Азия).
К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (от лат. «эродере» — разъедать). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Особенно разрушительна водная эрозия. Она развивается на склонах при неправильной обработке земли. С талыми и дождевыми водами в промоины и овраги с полей уносятся миллионы тонн почвы.

Вопрос 3. К каким последствиям приводит загрязнение вод Мирового океана?
Загрязнение вод Мирового океана представляет собой серьезнейшую проблему. С речным стоком, из атмосферы с дождем, при промывании нефтяных танкеров, при добыче нефти на океанском шельфе в воду попадает огромное количество свинца (до 50 тыс. т), нефти (до 10 млн т), ртути, пестицидов, бытовых отходов и т. д. Это приводит к гибели многих организмов, особенно в прибрежной зоне и в районах традиционных маршрутов морских судов. Особенно вредное воздействие на морских обитателей оказывает нефть. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов не только отравляют живые организмы, обитающие в поверхностном слое, но и уменьшают насыщенность воды кислородом. В результате замедляется размножение планктона — первого звена пищевой цепи в морях и океанах. Многокилометровые нефтяные пленки на поверхности воды уменьшают ее испарение и тем самым нарушают водообмен между океаном и сушей.

Вопрос 4. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли?
Человек стал оказывать влияние на окружающую его природную среду с тех пор, как перешел от собирательства к охоте и земледелию. Результатом охоты явилось исчезновение ряда видов крупных млекопитающих и птиц (мамонтов, бизонов, морских коров и др.) — Многие виды стали редкими и находятся на грани исчезновения. Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами — бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки).
С середины XIX в. все большее значение начинают приобретать воздействия на природу, связанные с развитием промышленности, сопровождающиеся изменениями ландшафта вследствие добычи полезных ископаемых и поступлением в окружающую среду загрязняющих веществ.
Загрязнение — это привнесение в какую-либо среду новых, нехарактерных для нее веществ или превышение естественного уровня этих веществ в среде. Можно сказать также, что загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, нужных ему растений и животных, на разного рода производственные процессы и условия жизни.
Процессы глобального загрязнения и разрушения почвы, гидросферы, атмосферы нашей планеты заходят все глубже; с ними тесно связаны проблемы здравоохранения, дефицита энергии, пищевых ресурсов и др.
Вместе с тем все больше примеров не только разрушительной, но и созидательной (по отношению к биосфере) деятельности человека: сохранение редких животных, создание природоохранных зон, заповедников и заказников, экологически чистые промышленные технологии и т. д. Наибольшую важность представляют изменения в мировоззрении людей, развитие их экологической грамотности и ответственности, переход от позиции «покорителя природы» к осознанию необходимости защиты и охраны окружающей среды, к пониманию того, что человечество является частью биосферы и в случае ее разрушения само окажется на краю гибели.

Вопрос 5. Какое воздействие на биогеоценозы и биосферу в целом оказывает расширение сельскохозяйственного производства?
Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами — бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. Это, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии биосферы в целом. Во многих регионах планеты естественные экосистемы практически полностью замещены агроценозами. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки).
Несовершенство большинства агроценозов приводит к падению плодородия и эрозии почвы, загрязнению водоемов, истощению запасов воды. В погоне за урожайностью нередко в жертву приносится качество сельскохозяйственной продукции, а значит, обостряются проблемы, связанные со здоровьем населения, и т.д.

🎬 Видео

Экология 10 класс (Урок№13 - Глобальные экологические проблемы человечества.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№13 - Глобальные экологические проблемы человечества.)

Биология 11 класс (Урок№18 - Глобальные экологические проблемы.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№18 - Глобальные экологические проблемы.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИСкачать

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Онлайн-уроки. 10-11 классы. Основные экологические проблемы современности и пути их решенияСкачать

Онлайн-уроки. 10-11 классы. Основные экологические проблемы современности и пути их решения

Инструкция по выживанию. Экологические проблемы современностиСкачать

Инструкция по выживанию. Экологические проблемы современности

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. Тема: "Основные экологические проблемы современности"Скачать

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. Тема: "Основные экологические проблемы современности"

Естествознание 11 класс (Урок№44 - Глобальные проблемы современности.)Скачать

Естествознание 11 класс (Урок№44 - Глобальные проблемы современности.)

Экологические проблемы современностиСкачать

Экологические проблемы современности

Естествознание 11 класс (Урок№48 - Экологические проблемы и экологическая экспертиза.)Скачать

Естествознание 11 класс (Урок№48 - Экологические проблемы и экологическая экспертиза.)

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫСкачать

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. "Основные экологические проблемы современности"Скачать

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. "Основные экологические проблемы современности"

Урок 2. Основные экологические проблемы современностиСкачать

Урок 2. Основные экологические проблемы современности

Загрязнение мирового океана | Острова мусора и нефть в океане | Анимация. Экология 13+Скачать

Загрязнение мирового океана | Острова мусора и нефть в океане | Анимация. Экология 13+

Глобальные проблемы современности | Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2022Скачать

Глобальные проблемы современности | Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2022

Для чего нужна экология?Скачать

Для чего нужна экология?

Экологические проблемы современностиСкачать

Экологические проблемы современности

▽ Экологические проблемы планеты ЗемляСкачать

▽ Экологические проблемы планеты Земля

Экологические проблемы современности: материалы ко Дню ЗемлиСкачать

Экологические проблемы современности: материалы ко Дню Земли

Экологические проблемы будущегоСкачать

Экологические проблемы будущего
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии