Основные экологические проблемы современности | Параграф 5. 11

 «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

Основные экологические проблемы современности.  Воздействие человека на  биогеоценозы и биосферу

 

 

Вопрос 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?
На ранних этапах истории Земли атмосферу загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары. После появления человека, который стал активно использовать огонь, воздействие на атмосферу стало гораздо сильнее. Развитие промышленности и транспорта привело к ее сильному загрязнению. Последствиями загрязнения биосферы являются:
кислотные дожди — возникают в результате растворения оксидов серы и азота в каплях атмосферной влаги; обычны для окрестностей металлургических и химических комбинатов (например, медеплавильных заводов); оказывают разрушающее действие на растения, почву, водоемы, здания (в том числе на памятники архитектуры);
парниковый эффект — задержка тепла у поверхности Земли из-за повышенной концентрации в атмосфере метана и СО2; приводит к постепенному росту средней температуры планеты, что может вызвать серьезные климатические изменения, а также таяние ледников, рост уровня Мирового океана и затопление части суши;
смог — ядовитый туман, образуется под действием солнечного света из веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей; вредно действует на организм человека, на животных и растения;
озоновые дыры — области истончения озонового слоя планеты; при этом поверхности Земли начинает достигать слишком большое количество солнечной радиации, что опасно для всего живого; ученые считают, что причина образования озоновых дыр — накопление в атмосфере продуктов распада хладагентов (хлорфторуглеводородов холодильных установок).

Вопрос 2. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почвы.
Плодородный слой почвы в природных условиях формируется очень долго. В то же время с громадных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами, ежегодно изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора — главных компонентов питания растений. Истощения почв не наступает только потому, что в культурном земледелии на поля ежегодно вносятся органические и минеральные удобрения. Сохранению плодородия почвы способствуют и севообороты, направленные на создание условий для накопления в почве азота (посевы бобовых) и затрудняющие размножение вредителей культурных растений. Неблагоприятные изменения в почве наступают при посеве одних и тех же культур в течение длительного времени, засолении при искусственном орошении, заболачивании при неправильной мелиорации. В результате плодородие почвы постепенно падает. Именно эти процессы, наряду с вырубкой лесов, привели к превращению в пустыни и полупустыни многие зоны древнего земледелия (Египет, Междуречье, Средняя Азия).
К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (от лат. «эродере» — разъедать). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Особенно разрушительна водная эрозия. Она развивается на склонах при неправильной обработке земли. С талыми и дождевыми водами в промоины и овраги с полей уносятся миллионы тонн почвы.

Вопрос 3. К каким последствиям приводит загрязнение вод Мирового океана?
Загрязнение вод Мирового океана представляет собой серьезнейшую проблему. С речным стоком, из атмосферы с дождем, при промывании нефтяных танкеров, при добыче нефти на океанском шельфе в воду попадает огромное количество свинца (до 50 тыс. т), нефти (до 10 млн т), ртути, пестицидов, бытовых отходов и т. д. Это приводит к гибели многих организмов, особенно в прибрежной зоне и в районах традиционных маршрутов морских судов. Особенно вредное воздействие на морских обитателей оказывает нефть. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов не только отравляют живые организмы, обитающие в поверхностном слое, но и уменьшают насыщенность воды кислородом. В результате замедляется размножение планктона — первого звена пищевой цепи в морях и океанах. Многокилометровые нефтяные пленки на поверхности воды уменьшают ее испарение и тем самым нарушают водообмен между океаном и сушей.

Вопрос 4. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли?
Человек стал оказывать влияние на окружающую его природную среду с тех пор, как перешел от собирательства к охоте и земледелию. Результатом охоты явилось исчезновение ряда видов крупных млекопитающих и птиц (мамонтов, бизонов, морских коров и др.) — Многие виды стали редкими и находятся на грани исчезновения. Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами — бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки).
С середины XIX в. все большее значение начинают приобретать воздействия на природу, связанные с развитием промышленности, сопровождающиеся изменениями ландшафта вследствие добычи полезных ископаемых и поступлением в окружающую среду загрязняющих веществ.
Загрязнение — это привнесение в какую-либо среду новых, нехарактерных для нее веществ или превышение естественного уровня этих веществ в среде. Можно сказать также, что загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, нужных ему растений и животных, на разного рода производственные процессы и условия жизни.
Процессы глобального загрязнения и разрушения почвы, гидросферы, атмосферы нашей планеты заходят все глубже; с ними тесно связаны проблемы здравоохранения, дефицита энергии, пищевых ресурсов и др.
Вместе с тем все больше примеров не только разрушительной, но и созидательной (по отношению к биосфере) деятельности человека: сохранение редких животных, создание природоохранных зон, заповедников и заказников, экологически чистые промышленные технологии и т. д. Наибольшую важность представляют изменения в мировоззрении людей, развитие их экологической грамотности и ответственности, переход от позиции «покорителя природы» к осознанию необходимости защиты и охраны окружающей среды, к пониманию того, что человечество является частью биосферы и в случае ее разрушения само окажется на краю гибели.

Вопрос 5. Какое воздействие на биогеоценозы и биосферу в целом оказывает расширение сельскохозяйственного производства?
Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами — бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. Это, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии биосферы в целом. Во многих регионах планеты естественные экосистемы практически полностью замещены агроценозами. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки).
Несовершенство большинства агроценозов приводит к падению плодородия и эрозии почвы, загрязнению водоемов, истощению запасов воды. В погоне за урожайностью нередко в жертву приносится качество сельскохозяйственной продукции, а значит, обостряются проблемы, связанные со здоровьем населения, и т.д.

🔍 Видео

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИСкачать

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Биология 11 класс (Урок№18 - Глобальные экологические проблемы.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№18 - Глобальные экологические проблемы.)

Экология 10 класс (Урок№13 - Глобальные экологические проблемы человечества.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№13 - Глобальные экологические проблемы человечества.)

Онлайн-уроки. 10-11 классы. Основные экологические проблемы современности и пути их решенияСкачать

Онлайн-уроки. 10-11 классы. Основные экологические проблемы современности и пути их решения

Экологические проблемы современностиСкачать

Экологические проблемы современности

Инструкция по выживанию. Экологические проблемы современностиСкачать

Инструкция по выживанию. Экологические проблемы современности

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. Тема: "Основные экологические проблемы современности"Скачать

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. Тема: "Основные экологические проблемы современности"

Естествознание 11 класс (Урок№44 - Глобальные проблемы современности.)Скачать

Естествознание 11 класс (Урок№44 - Глобальные проблемы современности.)

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. "Основные экологические проблемы современности"Скачать

11 класс. Биология. Макашарипова М.Р. "Основные экологические проблемы современности"

Естествознание 11 класс (Урок№48 - Экологические проблемы и экологическая экспертиза.)Скачать

Естествознание 11 класс (Урок№48 - Экологические проблемы и экологическая экспертиза.)

Урок 2. Основные экологические проблемы современностиСкачать

Урок 2. Основные экологические проблемы современности

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫСкачать

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальные проблемы современности | Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2022Скачать

Глобальные проблемы современности | Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2022

▽ Экологические проблемы планеты ЗемляСкачать

▽ Экологические проблемы планеты Земля

Экологические проблемы современностиСкачать

Экологические проблемы современности

Загрязнение мирового океана | Острова мусора и нефть в океане | Анимация. Экология 13+Скачать

Загрязнение мирового океана | Острова мусора и нефть в океане | Анимация. Экология 13+

Для чего нужна экология?Скачать

Для чего нужна экология?

Экологические проблемы будущегоСкачать

Экологические проблемы будущего

Экологические проблемы современности: материалы ко Дню ЗемлиСкачать

Экологические проблемы современности: материалы ко Дню Земли
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии