Голосеменные | Параграф 16

«Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». В.В. Пасечник

Характеристика голосеменных на примере сосны и ели. Значение голосеменных растений

 

 

Вопрос 1. Почему голосеменные получили такое название?
Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек, а не внутри плода, как у покрытосеменных. У голосеменных семяпочки расположены открыто.

Вопрос 2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?
Голосеменные имеют стебель, корни и листья. В отличие от папоротников, которые размножаются спорами (спора состоит из одной клетки), голосеменные растения образуют семена (семена — многоклеточные структуры), с помощью которых они размножаются и распространяются.

Вопрос 3. Какие голосеменные растения вы знаете?
Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, секвойя (самое высокое дерево на Земле — ее высота может достигать 120 м) и др. Среди голосеменных есть и «долгожители»: Сосна остистая, которая произрастает в Калифорнии, может жить до 5000 лет.

Вопрос 4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?
Сосна обыкновенная — это дерево, достигающее 50 м высоты. На концах ветвей располагаются почки, которые дают начало новым побегам. Побеги у сосны двух типов: удлиненные и укороченные. На удлиненных побегах находятся коричневатые чешуйчатые листья, из пазух которых развиваются укороченные побеги. Каждый укороченный побег несет два листа — хвоины. Хвоины живут от 1,5 до 2 лет, а затем опадают вместе с побегом. Хвоины покрыты толстой кутикулой, у них всего два неветвящихся сосудистых пучка и немного устьиц, которые находятся в углублении, поэтому сосна экономно испаряет воду. Особенности строения листьев позволяют сосне обитать в относительно засушливых местах и переносить значительное переохлаждение. Неприхотливость сосны также объясняется строением ее корневой системы. Сосна имеет стержневую корневую систему. Главный корень проникает глубоко в почву и доставляет воду растению. При произрастании на зыбучих почвах (пески) у сосны мощно развиваются боковые корни, которые удерживают растение в грунте. Сосна светолюбива, может расти на бедных почвах и даже на болотах и на скалах. Толстая пробка ствола позволяет сосне переносить не очень сильные пожары. У сосны в лесах ветви остаются только вблизи вершины. А на открытых местах сосны раскидистые. Сосна имеет мужские и женские шишки. У сосны, растущей на песке, наблюдается глубокая стержневая корневая система с сильно развитыми боковыми корнями; у сосны, растущей на болоте, стержневая корневая система поверхностная. Сосна светолюбива. Она нетребовательна к почве, растет на сухих песчаных почвах, в сырых заболоченных местах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых она укореняется. Семена сосны имеют прозрачное крылышко и распространяются ветром.
У ели крона пирамидальной формы; короткие хвоинки сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5—7 лет. У ели тоже образуются два типа шишек — мужские и женские. Главный корень развит слабо; боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы. Ель — теневыносливая порода. В густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.

Вопрос 5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Сосна светолюбива, поэтому ее нижние ветви, затеняемые в лесу соседними деревьями, рано отмирают. Ель — теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются в хорошем состоянии даже самые нижние ветки. Ель теневынослива, растет на богатых почвах. Сосна не может расти под пологом ели, а ель может расти под пологом сосны. У ели поверхностная корневая система, хвоя существует 6-8 лет, пробка тонкая, поэтому ель не переносит даже несильные пожары. Корневые системы сосны и ели образуют симбиоз с гифами грибниц — микоризы.

Вопрос 6. Каково значение голосеменных растений?
Значение голосеменных в биоценозах огромно, так как они являются лесообразующими породами. В Северном полушарии большая часть лесов — это хвойные леса. Голосеменные растения дают пищу животным: лоси питаются молодыми побегами сосны, белки, клесты — семенами кедровой сосны и т.д. Древесина голосеменных используется человеком для разных целей (как топливо, как строительный материал, как сырье для получения бумаги и т.д.). Основную массу древесины в России заготавливают в хвойных лесах. Древесина лиственницы отличается особой прочностью и долговечностью, она устойчива к гниению. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу.

🎦 Видео

Биология 7 класс (Урок№4 - Голосеменные и покрытосеменные растения.)Скачать

Биология 7 класс (Урок№4 - Голосеменные и покрытосеменные растения.)

Биология 7 кл Пасечник $16 Голосеменные - отдел семенных растенийСкачать

Биология 7 кл Пасечник $16 Голосеменные - отдел семенных растений

§ 16 Голосеменные растенияСкачать

§ 16 Голосеменные растения

Биология 5 класс (Пасечник) аудио Параграф 16 « Высшие споровые растения»Скачать

Биология 5 класс (Пасечник) аудио Параграф 16 « Высшие споровые растения»

История России, 7 класс, параграф 16Скачать

История России, 7 класс, параграф 16

§16 "Голосеменные растения", Биология 5 класс, Сивоглазов, Плешаков.Скачать

§16 "Голосеменные растения", Биология 5 класс, Сивоглазов, Плешаков.

"Отдел Голосеменные растения", Биология 7 класс, СивоглазовСкачать

"Отдел Голосеменные растения", Биология 7 класс, Сивоглазов

Голосеменные | Биология 6 класс #17 | ИнфоурокСкачать

Голосеменные | Биология 6 класс #17 | Инфоурок

Покрытосеменные и голосеменные - ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ растенийСкачать

Покрытосеменные и голосеменные - ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ растений

Физика 7 класс.16 параграф. Единицы скоростиСкачать

Физика 7 класс.16 параграф. Единицы скорости

История России 9кл. §16 Начало правления Александра II. Отмена крепостного права!Скачать

История России 9кл. §16 Начало правления Александра II. Отмена крепостного права!

История 7 класс (Урок№16 - Внешняя политика Российского государства первой трети XVI в.)Скачать

История 7 класс (Урок№16 - Внешняя политика Российского государства первой трети XVI в.)

Биология, 6 кл., § 16 "Размножение и оплодотворение у растений"Скачать

Биология, 6 кл., § 16 "Размножение и оплодотворение у растений"

Краткий пересказ §16 Могущество папской власти. История 6 класс АгибаловаСкачать

Краткий пересказ §16 Могущество папской власти. История 6 класс Агибалова

Биология 5 класс (Урок№16 - Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные) животные.)Скачать

Биология 5 класс (Урок№16 - Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные) животные.)

История Древнего мира, 5 класс,§ 16 "Библейские сказания"Скачать

История Древнего мира, 5 класс,§ 16 "Библейские сказания"

§ 16. Скорость. Единицы скорости.Скачать

§ 16. Скорость. Единицы скорости.

Биология 6 класс (Пасечник) аудио Параграф 48 «Плоды»Скачать

Биология 6 класс (Пасечник)  аудио Параграф 48 «Плоды»

Биология параграф #16 МХИ, ПАПОРТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫСкачать

Биология параграф #16 МХИ, ПАПОРТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ

Голосеменные растения (часть1)Скачать

Голосеменные растения (часть1)
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии