Голосеменные | Параграф 16

«Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». В.В. Пасечник

Характеристика голосеменных на примере сосны и ели. Значение голосеменных растений

 

 

Вопрос 1. Почему голосеменные получили такое название?
Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек, а не внутри плода, как у покрытосеменных. У голосеменных семяпочки расположены открыто.

Вопрос 2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?
Голосеменные имеют стебель, корни и листья. В отличие от папоротников, которые размножаются спорами (спора состоит из одной клетки), голосеменные растения образуют семена (семена — многоклеточные структуры), с помощью которых они размножаются и распространяются.

Вопрос 3. Какие голосеменные растения вы знаете?
Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, секвойя (самое высокое дерево на Земле — ее высота может достигать 120 м) и др. Среди голосеменных есть и «долгожители»: Сосна остистая, которая произрастает в Калифорнии, может жить до 5000 лет.

Вопрос 4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?
Сосна обыкновенная — это дерево, достигающее 50 м высоты. На концах ветвей располагаются почки, которые дают начало новым побегам. Побеги у сосны двух типов: удлиненные и укороченные. На удлиненных побегах находятся коричневатые чешуйчатые листья, из пазух которых развиваются укороченные побеги. Каждый укороченный побег несет два листа — хвоины. Хвоины живут от 1,5 до 2 лет, а затем опадают вместе с побегом. Хвоины покрыты толстой кутикулой, у них всего два неветвящихся сосудистых пучка и немного устьиц, которые находятся в углублении, поэтому сосна экономно испаряет воду. Особенности строения листьев позволяют сосне обитать в относительно засушливых местах и переносить значительное переохлаждение. Неприхотливость сосны также объясняется строением ее корневой системы. Сосна имеет стержневую корневую систему. Главный корень проникает глубоко в почву и доставляет воду растению. При произрастании на зыбучих почвах (пески) у сосны мощно развиваются боковые корни, которые удерживают растение в грунте. Сосна светолюбива, может расти на бедных почвах и даже на болотах и на скалах. Толстая пробка ствола позволяет сосне переносить не очень сильные пожары. У сосны в лесах ветви остаются только вблизи вершины. А на открытых местах сосны раскидистые. Сосна имеет мужские и женские шишки. У сосны, растущей на песке, наблюдается глубокая стержневая корневая система с сильно развитыми боковыми корнями; у сосны, растущей на болоте, стержневая корневая система поверхностная. Сосна светолюбива. Она нетребовательна к почве, растет на сухих песчаных почвах, в сырых заболоченных местах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых она укореняется. Семена сосны имеют прозрачное крылышко и распространяются ветром.
У ели крона пирамидальной формы; короткие хвоинки сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5—7 лет. У ели тоже образуются два типа шишек — мужские и женские. Главный корень развит слабо; боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы. Ель — теневыносливая порода. В густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.

Вопрос 5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Сосна светолюбива, поэтому ее нижние ветви, затеняемые в лесу соседними деревьями, рано отмирают. Ель — теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются в хорошем состоянии даже самые нижние ветки. Ель теневынослива, растет на богатых почвах. Сосна не может расти под пологом ели, а ель может расти под пологом сосны. У ели поверхностная корневая система, хвоя существует 6-8 лет, пробка тонкая, поэтому ель не переносит даже несильные пожары. Корневые системы сосны и ели образуют симбиоз с гифами грибниц — микоризы.

Вопрос 6. Каково значение голосеменных растений?
Значение голосеменных в биоценозах огромно, так как они являются лесообразующими породами. В Северном полушарии большая часть лесов — это хвойные леса. Голосеменные растения дают пищу животным: лоси питаются молодыми побегами сосны, белки, клесты — семенами кедровой сосны и т.д. Древесина голосеменных используется человеком для разных целей (как топливо, как строительный материал, как сырье для получения бумаги и т.д.). Основную массу древесины в России заготавливают в хвойных лесах. Древесина лиственницы отличается особой прочностью и долговечностью, она устойчива к гниению. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу.

📺 Видео

Биология 7 класс (Урок№4 - Голосеменные и покрытосеменные растения.)Скачать

Биология 7 класс (Урок№4 - Голосеменные и покрытосеменные растения.)

Биология 7 кл Пасечник $16 Голосеменные - отдел семенных растенийСкачать

Биология 7 кл Пасечник $16 Голосеменные - отдел семенных растений

§ 16 Голосеменные растенияСкачать

§ 16 Голосеменные растения

Голосеменные | Биология 6 класс #17 | ИнфоурокСкачать

Голосеменные | Биология 6 класс #17 | Инфоурок

Биология 5 класс (Пасечник) аудио Параграф 16 « Высшие споровые растения»Скачать

Биология 5 класс (Пасечник) аудио Параграф 16 « Высшие споровые растения»

История России, 7 класс, параграф 16Скачать

История России, 7 класс, параграф 16

"Отдел Голосеменные растения", Биология 7 класс, СивоглазовСкачать

"Отдел Голосеменные растения", Биология 7 класс, Сивоглазов

§16 "Голосеменные растения", Биология 5 класс, Сивоглазов, Плешаков.Скачать

§16 "Голосеменные растения", Биология 5 класс, Сивоглазов, Плешаков.

История 7 класс (Урок№16 - Внешняя политика Российского государства первой трети XVI в.)Скачать

История 7 класс (Урок№16 - Внешняя политика Российского государства первой трети XVI в.)

История России 9кл. §16 Начало правления Александра II. Отмена крепостного права!Скачать

История России 9кл. §16 Начало правления Александра II. Отмена крепостного права!

Покрытосеменные и голосеменные - ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ растенийСкачать

Покрытосеменные и голосеменные - ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ растений

Биология, 6 кл., § 16 "Размножение и оплодотворение у растений"Скачать

Биология, 6 кл., § 16 "Размножение и оплодотворение у растений"

Физика 7 класс.16 параграф. Единицы скоростиСкачать

Физика 7 класс.16 параграф. Единицы скорости

Биология 5 класс (Урок№16 - Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные) животные.)Скачать

Биология 5 класс (Урок№16 - Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные) животные.)

История Древнего мира, 5 класс,§ 16 "Библейские сказания"Скачать

История Древнего мира, 5 класс,§ 16 "Библейские сказания"

Биология 6 класс (Пасечник) аудио Параграф 48 «Плоды»Скачать

Биология 6 класс (Пасечник)  аудио Параграф 48 «Плоды»

Краткий пересказ §16 Могущество папской власти. История 6 класс АгибаловаСкачать

Краткий пересказ §16 Могущество папской власти. История 6 класс Агибалова

§ 16. Скорость. Единицы скорости.Скачать

§ 16. Скорость. Единицы скорости.

Биология параграф #16 МХИ, ПАПОРТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫСкачать

Биология параграф #16 МХИ, ПАПОРТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ

Голосеменные растения (часть1)Скачать

Голосеменные растения (часть1)
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии