Функции дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания | Параграф 29

«Биология. Человек. 8 класс». Д.В. Колесова и др.

Функции дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

 

 

Вопрос 1. Что такое жизненная емкость легких? О чем говорит этот показатель?
Жизненная емкость легких — это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она примерно равна 3500 см3. Жизненная емкость легких больше у спортсменов, чем у нетренированных людей, и зависит от степени развития грудной клетки, от пола и возраста. Под влиянием курения жизненная емкость легких снижается. Даже после самого максимального выдоха в легких всегда остается немного воздуха, который называется остаточным объемом (около 1000 см3).

Вопрос 2. Какие болезни легких удается выявить с помощью флюорографии?
С помощью флюорографии удается выявить туберкулез и рак легкого.

Вопрос 3. Как проявляется туберкулез легких? Как распространяется палочка Коха — возбудитель туберкулеза?
Возбудителем туберкулеза является туберкулезная палочка Коха. Болезнь чаще всего поражает легкие. Это не только капельная, но и пылевая инфекция. Туберкулезная палочка хорошо сохраняется в сырых и темных помещениях, а в сухих, освещенных солнечным светом местах гибнет. В прошлом туберкулез был массовым заболеванием, причинами которого были недоедание и антисанитарные условия. При попадании возбудителя туберкулеза в легкие развивается первичный очаг воспаления, который выражается в появлении симптомов обычного воспаления. Но в отличие от банальной инфекции воспалительный процесс при туберкулезе развивается очень медленно (это хроническая инфекция, длящаяся годами) и склонен к некрозу первичного очага воспаления. Жалобы больных очень разнообразны. Условно их можно разделить на неспецифические: недомогание, слабость, температура, плохой аппетит, похудание, бледность кожных покровов и другие; и специфические (свойственные в основном туберкулезу): потливость в ночные и утренние часы (как проявления интоксикации, изнуряющие больного), размахи температуры между утренней и вечерней не более чем на 0,5 градуса, навязчивый длительный кашель и т.д. Микобактерия туберкулеза (палочка Коха) передается в основном воздушно-капельным путем, попадая в органы дыхания от больного человека к здоровому.

Вопрос 4. Какие факторы способствуют заболеванию раком легких? В чем выражается эта болезнь?
Наиболее важным фактором, способствующим возникновению рака легкого, является курение. В табачном дыме содержится большое количество канцерогенных веществ. Курение служит причиной рака легкого примерно в 90% случаев. Длительное воздействие канцерогенов при многолетнем курении ведет к нарушению структуры и функции эпителия бронхов, превращению цилиндрического эпителия в многослойный плоский и способствует возникновению злокачественной опухоли. Опухоль разрастается, что приводит не только к очевидному негативному местному воздействию, но и угнетающему влиянию на жизнедеятельность организма в целом, ведет к его крайнему истощению и может привести к летальному исходу.

Вопрос 5. Каковы приемы первой помощи при спасении утопающего?
После извлечения утопающего из воды надо освободить от воды его дыхательные пути. Для этого пострадавшего кладут животом на колено и резкими движениями сдавливают его живот и грудную клетку. Далее при необходимости применяют искусственное дыхание.

Вопрос 6. Какие последствия могут быть при завалах пострадавшего землей? Какую первую помощь ему необходимо оказать?
У пострадавших при завалах землей может наступить удушение при сдавливании горла, попадании в нос и рот земли. После извлечения человека из завала необходимо восстановить его дыхание: очистить рот и нос от грязи, сделать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Важно согреть больного путем растирания кожи, закутывания в теплую одежду, употребления горячих напитков.

Вопрос 7. Почему поражение молнией и техническим электротоком объединяют в одно понятие — «электротравма»?
Поражение молнией и техническим электротоком объединяют в одно понятие — «электротравма», так как они имеют одну и ту же электрическую природу и вызывают похожие нарушения.
Вопрос 8. В чем различие между биологической и клинической смертью?
Биологическая смерть связана со смертью мозга и является необратимой, в то время как клиническая смерть является обратимой, так как при ней мозг человека еще функционирует, даже если прекращается дыхание и останавливается сердце больного.

Вопрос 9. Как проводят искусственное дыхание методами изо рта в рот и изо рта в нос?
Искусственное дыхание методом изо рта в рот. Пострадавшего укладывают лицом вверх на твердую поверхность, под шею подкладывают валик. Необходимо встать на колени возле головы пострадавшего, одной рукой удерживая ее в максимально откинутом назад положении, большим пальцем другой руки оттянуть нижнюю челюсть. Тот, кто оказывает помощь, делает глубокий вдох, потом непосредственно или через марлю плотно охватывает рот потерпевшего своими губами и делает резкий выдох. Нос потерпевшего при этом закрывается пальцами руки, которая находится на лбу. Выдох производится за счет пассивного уменьшения объема грудной клетки пострадавшего. Длительность вдоха должна быть в 2 раза меньше времени, необходимого для выдоха. Частота вдувания кислорода в легкие потерпевшего 12—14 раз в минуту.
Искусственное дыхание методом изо рта в нос. Этот способ используют, когда челюсти пострадавшего плотно сжаты или требуемого расширения грудной клетки при использовании метода изо рта в рот не происходит. Голова пострадавшего также максимально откинута назад и удерживается одной рукой, которая лежит на темени пострадавшего, второй рукой следует закрыть рот. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и своими губами охватывает нос потерпевшего и производит вдувание. Если грудная клетка опадает при выдохе недостаточно, то необходимо приоткрыть рот. пострадавшего.
Показателями эффективности искусственного дыхания являются расширение грудной клетки и приобретение кожей розового оттенка.

Вопрос 10. Как проводят непрямой массаж сердца?
Пострадавшего укладывают на твердую поверхность — пол, землю, стол. Оказывающий помощь располагается сбоку от пострадавшего. Кладет свои ладони (наложенные одна на другую) на нижнюю часть грудной клетки пострадавшего (на два пальца выше мечевидного отростка грудины). Руки должны быть выпрямлены в локтях. За счет тяжести своего тела надавливает на грудную клетку пострадавшего, стараясь прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4—5 см. Затем откидывается назад и снова повторяет толчкообразный нажим. Частота нажатий — 50—70 раз в минуту.

📺 Видео

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Видеоурок по биологии 8 класс

§ 29 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.Скачать

§ 29 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Строение органов дыхания. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Строение органов дыхания. Видеоурок по биологии 8 класс

Биология. 7 класс. Заболевания органов дыхания. Причины и профилактика заболеваний /29.12.2020/Скачать

Биология. 7 класс. Заболевания органов дыхания. Причины и профилактика заболеваний /29.12.2020/

Дыхание и его значение Органы дыхания | Биология 8 класс #24 | ИнфоурокСкачать

Дыхание и его значение  Органы дыхания | Биология 8 класс #24 | Инфоурок

Функциональные возможность дыхательной системы. Видеоурок 20. Биология 8 классСкачать

Функциональные возможность дыхательной системы. Видеоурок 20. Биология 8 класс

Заболевания органов дыхания, их профилактика Реанимация | Биология 8 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Заболевания органов дыхания, их профилактика  Реанимация | Биология 8 класс #27 | Инфоурок

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Урок 18. Биология 8 классСкачать

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Урок 18. Биология 8 класс

Заболевания органов дыхания. Причины, симптомы, профилактикаСкачать

Заболевания органов дыхания. Причины, симптомы, профилактика

Биология | Как мы дышим? Дыхательная система человекаСкачать

Биология | Как мы дышим? Дыхательная система человека

Дыхательная система. Функциональная и клиническая анатомия органов дыханияСкачать

Дыхательная система. Функциональная и клиническая анатомия органов дыхания

Патанатомия 7.Болезни органов дыханияСкачать

Патанатомия 7.Болезни органов дыхания

Дыхательная система человека.Скачать

Дыхательная система человека.

Регуляция дыхания. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Регуляция дыхания. Видеоурок по биологии 8 класс

ПВБ. Синдромы заболеваний органов дыхания.Скачать

ПВБ. Синдромы заболеваний органов дыхания.

02-06. Общие характеристики болезней органов дыханияСкачать

02-06. Общие характеристики болезней органов дыхания

Фармакология. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыханияСкачать

Фармакология. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания

Дыхательная система | Анатомия человека | БиологияСкачать

Дыхательная система | Анатомия человека | Биология

Анатомия и физиология дыхательной системы человека - краткоСкачать

Анатомия и физиология дыхательной системы человека - кратко

Биология 8 класс (Урок№19 - Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№19 - Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях.)
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии