«Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)
Сложные форы взаимодействия популяций
Вопрос 1.
Животные и растения, грибы и бактерии существуют не изолированно друг от друга, а вступают в сложные взаимоотношения. Различают несколько форм взаимодействия популяций.
1. Нейтрализм, при котором совместно обитающие популяции разных видов не влияют друг на друга. Например, можно сказать, что белка и медведь, волк и майский жук прямо не взаимодействуют, хотя обитают и одном лесу.
2. Антибиоз, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают вредное, подавляющее жизнедеятельность влияние.
3. Симбиоз — форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу при совместном обитании. Антибиоз и симбиоз — важнейшие компоненты естественного отбора, участвующие в процессе дивергенции видов, поэтому разберем подробнее их основные формы.
Вопрос 2.
Симбиоз (сожительство) — это форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу от другого, не причиняя при этом ему вреда. Выделяют следующие формы симбиоза:
Кооперация — взаимовыгодное сосуществование представителей разных видов, не являющееся, однако, обязательным. Например, рак-отшельник и актиния.
Мутуализм — форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Классические примеры мутуалистических отношений —актинии и обитающие в венчике их щупалец рыбки, а также червь Aspidosiphon в молодом возрасте прячет свое тело в маленькую пустую раковину брюхоногих моллюсков. На раковине оседает личинка полипа Неterosammia. Полип разрастается, плотно — наподобие муфты — охватывая червя. Последний переносит на себе симбионта с места на место, а полип защищает червя своими стрекательными клетками. Термиты и жгутиковые простейшие, обитающие в их кишечнике. Термиты не могут сами переваривать целлюлозу, которой питаются, а жгутиконосцы получают питание, защиту и благоприятный микроклимат. Эти взаимоотношения включают как форические, так и трофические связи.
Комменсализм — взаимоотношения, при которых один вид получает выгоду, а другому это безразлично. Например, рыбы лоцманы или растения эпифиты. Одним из вариантов коменсализма может быть нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина, например, взаимоотношения льва и гиены.
Вопрос 3.
Хищничество — форма взаимоотношений, при которой организм одного вида использует представителей другого вида в качестве источника пищи однократно (убивая их). Среди животных хищниками являются волк, хорек, выдра и др. Среди растений также бывают хищники, как, например, встречающееся на наших болотах хищное растение росянка, поедающая насекомых, или тропическая венерина мухоловка, питающаяся аналогичным образом. Также известны примеры хищничества среди грибов — некоторые грибы способны захватывать гифами (выростами грибницы) и поедать круглых червей, обитающих в почве.
Вопрос 4.
Паразитизм — тип взаимоотношений между различными видами живых организмов, при котором один из них использует другого в качестве среды обитания. Паразиты отмечены практически во всех таксономических группах организмов: облигатные внутриклеточные паразиты — вирусы, паразитические бактерии, одноклеточные животные, целые классы среди беспозвоночных, низшие хордовые. Существуют паразитические грибы и высшие растения. Различают паразитов постоянных и временных. Постоянные паразиты не могут существовать во внешней среде и всю жизнь обитают в теле или на наружных покровах хозяина (аскарида, бычий цепень, трихинна, вши и др.). У некоторых постоянных паразитов все стадии жизненного цикла осуществляются в теле одного хозяина (круглые черви: трихинелла, острица), у других каждый этап жизненного цикла проходит в теле нового хозяина (некоторые паразитические плоские черви).
Временные паразиты посещают хозяина только для питания (кровососущие клещи, оводы, вши, блохи комары).
По месту расположения в теле хозяина выделяют паразитов наружных (вши, клещи, блохи) и внутренних, обитающих и тканях или полостях хозяина (трихинелла, аскарида, сосальщики, эхинококки, малярийный плазмодий). В теле представителей паразитических видов, в свою очередь, могут обитать паразиты. Это явление получило название сверхпаразитизма.
Паразиты могут принимать участие в регуляции численности популяций хозяев (на этом основаны биологические методы борьбы). Иногда они определяют направленность микроэволюционных процессов (например, у некоторых групп населения Африки как реакция на действие возбудителя малярии может сохраняться ген серповидно—клеточной анемии).
Вопрос 5.
Переход к паразитическому образу жизни сопровождается появлением ряда приспособлений паразита к новым условиям существования.
Как правило, у паразитов развиваются органы прикрепления или фиксации, так как большинство паразитов, выйдя из организма хозяина, не может попасть к другому хозяину и погибает. Примером органов фиксации могут служить коготки вшей, присоски гельминтов, ротовой аппарат клещей и т. д.
У кровососущих характерно увеличение вместимости пищеварительной системы за счёт появления слепых выростов кишечной трубки (пиявка, клещи). Кишечные паразиты обладают антиферментными свойствами, защищающими их от переваривания в кишечнике. Наконец, для паразитов характерна высокая плодовитость, поскольку в процессе цикла развития огромное количество личиночных форм погибает, не достигая половой зрелости. Как компенсация гибели личиночных форм у паразитов наблюдается мощное развитие половой системы и образование огромного количества половых продуктов. Так, свиной цепень за сутки может выделить до 5 млн яиц. В громадном количестве образуются семена растений паразитов. В основном для паразитических форм характерна дегенерация всех органов и систем за исключением репродуктивной, которая, напротив, гипертрофирована. Известны низшие паразитические раки, самки которых лишены каких-либо органов, кроме яичников. Всасывание пищи происходит путем диффузии через поверхность тела.
У сосальщиков, кроме того, гибель зародышей компенсируется размножением личиночных стадий путем партеногенеза. В результате из одного яйца может образоваться множество инвазионных стадий. Развитие одних органов сочетается у паразитов с исчезновением других, не играющих существенной роли в новых условиях существования. Так, постоянство внутренней среды обитания приводит к редукции органов чувств (глаза и др.), исчезновению органов передвижения, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система.
Вопрос 6.
В практической деятельности человека большой интерес представляет использование паразитов для борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний или с вредителями сельского хозяйства. Существуют паразитические низшие грибы, которые поражают насекомых и их личинок. В настоящее время предпринимаются попытки культивирования грибов — паразитов насекомых. Достигнуты определенные успехи в снижении численности златогузки, тлей, сосновой совки путем заражения насекомых грибами. В биологических методах борьбы с вредителями сельского хозяйства начинают широко использовать форму паразитизма, сопровождающуюся обязательной гибелью хозяина. Известны насекомые-наездники, которые откладывают свои яйца в яйца других насекомых — капустной совки, клопов черепашек и др. Личинки наездников развиваются за счет тканей своих хозяев, которые при этом погибают. Наездников стали разводить в лабораториях и с их помощью эффективно снижать численность вредителей. Биологические методы борьбы с вредителями приобретают все большее значение и в будущем позволят сократить применение ядохимикатов в сельском хозяйстве.
🎥 Видео
Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))Скачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать
Не рискуй!Скачать
Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
Для тех кто идёт в 5-6 класс🌿 #shorts #школа #туториал #математика #урокСкачать
~Самые сложные предметы в 7 Классе✨Скачать
Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.Скачать
§ 17. Расчет пути и времени движения.Скачать
Физика 7 класс. 19 параграф. Взаимодействие телСкачать
устное собеседование))завтра мой самый первый экзаменСкачать
Физика 8 класс (Урок№17 - Электрическое сопротивление. Закон Ома.)Скачать
Эпоха Возрождения за 10 минутСкачать
7 СПОСОБОВ: Как заставить себя учиться? | Психология | TutorOnlineСкачать
Урок 7. Механическое движение. Основные определения кинематики.Скачать
Слив ответов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ в комментариях!Скачать
Химия 8 класс (Урок№3 - Физические и химические явления. Признаки химических реакций.)Скачать
Органика. Решение задачи на определение состава вещества по продуктам его сгорания.Скачать
Вся программа 9 класса за ~50 минут | Физика 9 класс | Азат АдеевСкачать