Естественный отбор. Борьба за существование |Глава 3. Параграф 5

«Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

Виды естественного отбора. Формы борьбы за существование

 

 

Вопрос 1.
Естественный отбор по Дарвину — это совокупность природных процессов, обеспечивающих выживание наиболее приспособленных особей и их потомства, с одной стороны, и прекращение размножения и гибель наименее приспособленных особей, с другой. Сейчас, с современных позиций, естественный отбор можно характеризовать как результат борьбы за существование на всех этапах онтогенеза. С одной стороны, он заключается в выживании и оставлении потомства организмами, обладающими достаточным уровнем приспособленности. С другой стороны, естественный отбор выражается в гибели или устранении от размножения особей, чьи гены не обеспечили им возможность приобрести приспособления к конкретным условиям среды.
Вопрос 2.
Биологическое значение естественного отбора заключается в сохранении наиболее приспособленных организмов и гибели или устранении от размножения менее приспособленных к условиям окружающей среды.
В результате естественного отбора в постоянных условиях обитания поддерживается существующая норма. При изменении условий среды могут возникать новые виды или исчезать группы организмов, скорость возникновения приспособлений у которых меньшая, чем у процесса видообразования.
Ч. Дарвин убедительно показал, что принцип естественного отбора объясняет возникновение всех без исключения основных характеристик органического мира: от признаков, свойственных крупным систематическим группам живых организмов, до мелких приспособлений. в результате действия естественного отбора возникают новые виды, роды и т.д., происходит постепенное усложнение организмов.

Вопрос 3.
Борьбой за существование называется совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды, направленных на успешное освоение среды обитания и размножение. в природе происходит непрерывная борьба за существование. При этом Дарвин имел в виду не только жизнь одной особи, но и оставление ею жизнеспособгобного потомства. Неуспех в борьбе за существование не обязательно сопровождается гибелью организма (хотя это и имеет место), но и устранением от размножения. В этом случае генотип, обусловивший меньшую конкурентоспособность особи по сравнению с другими, исчезает из генофонда вида.
Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование:
1. Внутривидовая — борьба между особями одного вида за источники питания, ареалы обитания и оставление потомства (борьба за полового партнера). Этот вид борьбы — самый напряженный, так как особи одного вида имеют одинаковые потребности. Она может протекать по типу внутривидовой конкуренции или каннибализма.
2. Межвидовая — борьба с особями других видов. Например, межвидовая конкуренция с организмами близкородственных видов. Межвидовая борьба может протекать и по типу хищничества, паразитизма или антибиоза.
3. Борьба с неблагоприятными факторами окружающей среды — борьба с колебаниями температуры, влажности, освещенности и другими явлениями природы, обычными для данного местообитания.

Вопрос 4.
Наиболее напряженной формой борьбы за существование является внутривидовая борьба, так как у особей одного вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Например, птицы одного вида конкурируют за места гнездования, самцы одного вида в период размножения вступают в борьбу за право обладания половым партнером и др. Для растений одного вида требуются одинаковые условия существования (влага, минеральное питание и др.).

Вопрос 5.
Движущей силой изменения видов, т.е. эволюции, является естественный отбор.

Вопрос 6.
Материалом для отбора служит наследственная (индивидуальная, мутационная) изменчивость. Изменчивость, обусловленная прямым влиянием внешней среды на организм (групповая, модификационная), для эволюции не имеет значения, поскольку по наследству не передается.

Вопрос 7.
Факторы антропогенеза можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам следует отнести наследственную изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор.
Для современного этапа эволюции человека (последние 30—40 тыс. лет) характерно резкое снижение роли биологических факторов. Человеческие сообщества сами создают себе среду обитания, освобождаясь тем самым от давления движущей формы естественного отбора.
На современном этапе эволюции человека резко ослабло действие естественного отбора. Однако полностью отрицать его существование в человеческом обществе неправильно. С самого момента возникновения нового организма идет отбор на жизнеспособность зародышей, а затем клеток и органов человеческого организма. Гены людей, умерших до брачного возраста или оказавшнхся бесплодными, устраняются из последующих поколений. В человеческом обществе действует как стабилизирующий отбор, поддерживающий стабильность внешнего облика человека и его физиологических функций, так и движущий, обеспечивающий адаптацию к изменениям внешней среды, которые в последнее время связаны, главным бразом, с антропогенными факторами. Принципиальным фактором в современной эволюции человека оказывается и то, что он, в отличие от животных, не нуждается в приобретении личного опыта методом проб и ошибок, а способен воспринимать уже готовые знания, накопленные предыдущими поколениями.

🎬 Видео

§ 39 Борьба за существование. Естественный отбор.Скачать

§ 39 Борьба за существование. Естественный отбор.

Естественный отбор и борьба за существование | Биология 11 класс #4 | ИнфоурокСкачать

Естественный отбор и борьба за существование | Биология 11 класс #4 | Инфоурок

Формы борьбы за существование. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Формы борьбы за существование. Видеоурок по биологии 11 класс

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отборСкачать

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор

Виды естественного отбора. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Виды естественного отбора. Видеоурок по биологии 11 класс

Биология 9 класс. Чарлз Дарвин об эволюции органического мираСкачать

Биология 9 класс. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

Естественный отбор, его формы (движущая и стабилизирующая). 9 класс.Скачать

Естественный отбор, его формы (движущая и стабилизирующая). 9 класс.

Адаптация как результат естественного отбора | Биология 9 класс #30 | ИнфоурокСкачать

Адаптация как результат естественного отбора | Биология 9 класс #30 | Инфоурок

Биология 9 класс (Урок№23 - Учение об эволюции органического мира.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№23 - Учение об эволюции органического мира.)

Борьба за существование. Естественный и искусственный отборСкачать

Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор

Теория эволюции Дарвина: как он до этого додумался?Скачать

Теория эволюции Дарвина: как он до этого додумался?

Биология 9 класс. Современные представления об эволюции органического мираСкачать

Биология 9 класс. Современные представления об эволюции органического мира

Биология 11 класс (Урок№5 - Формы естественного отбора в популяции.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№5 - Формы естественного отбора в популяции.)

11 Класс - Биология - Формы естественного отбораСкачать

11 Класс - Биология - Формы естественного отбора

5.4 Формы естественного отбора. Естествознание - 10 - 11 классСкачать

5.4 Формы естественного отбора. Естествознание - 10 - 11 класс

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость и естественный отбор. Видеоурок по биологии 11Скачать

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость и естественный отбор. Видеоурок по биологии 11

Биология 9 класс (Урок№27 - Адаптация как результат естественного отбора.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№27 - Адаптация как результат естественного отбора.)

Движущие силы эволюции. Основы для ЕНТ по биологии 2023 | Биология ЕНТ УмскулСкачать

Движущие силы эволюции. Основы для ЕНТ по биологии 2023 | Биология ЕНТ Умскул

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора. ВидеоурокСкачать

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора. Видеоурок

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии