Экологические факторы. Условия среды | Параграф 9.1

 «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз)

 

Классификация экологических факторов. Условия среды

 

 

Вопрос 1. Дайте определение понятия «экологические факторы». Составьте их классификацию, приведите примеры.
Одним из основных экологических понятий является среда обитания. Под средой обитания понимают комплекс окружающих условий, влияющих на организм. В понятие среды обитания входят элементы, прямо или косвенно влияющие на организм, — они называются экологическими факторами. Выделяют три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Эти факторы воздействуют на организм в различных направлениях: приводят к возникновению адаптационных изменений, ограничивают распространение организмов в среде, свидетельствуют об изменениях других экологических факторов.
Абиотические факторы — это факторы неживой природы, прежде всего климатические (солнечный свет, температура, влажность воздуха, давление) и местные (рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация, химический состав воды и почвы, состав атмосферы и т. п.). Эти факторы могут влиять на организм прямо, или непосредственно, как свет и тепло, либо косвенно, как, например, рельеф, который обусловливает действие прямых фактров — освещенности, увлажнения, ветра и пр.
Биотические факторы – это факторы, которые представляют собой формы влияния на организм со стороны других живых организмов — влияние животных на растения, растений на животных, паразитарные отношения, конкурентные отношения, симбиоз, взаимовлияние микроорганизмов и высших организмов друг на друга и т.д.
Антропогенные факторы — это те формы деятельности человека, которые, воздействуя на окружающую среду, изменяют условия обитания живых организмов или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных. Одним из наиболее важных антропогенных факторов является загрязнение.

Вопрос 2. Какое влияние оказывает температура на различные виды организмов?
Любой вид организмов способен жить только в пределах определенного интервала температур, внутри которого температурные условия наиболее благоприятны для его существования, а его жизненные функции осуществляются наиболее активно. Температура непосредственно влияет на скорость биохимических реакции в телах живых организмов, которые протекают в определенных пределах. Температурные границы, в которых обычно обитают организмы, — от 0 до 50oС. Но некоторые бактерии и водоросли могут обитать в горячих источниках при температуре 85-87°С. Высокие температуры (до 80oС) переносят некоторые одноклеточные почвенные водоросли, накипные лишайники, семена растений. Есть животные и растения, способные переносить воздействие очень низких температур — до полного промерзания. По мере приближения к границам температурного интервала скорость жизненных процессов замедляется, а за его пределами они и вовсе прекращаются — организм погибает.
Большинство животных относятся к холоднокровным (пойкилотермным) организмам — температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Это все типы беспозвоночных животных и значительная часть позвоночных (рыбы, амфибии, пресмыкающиеся).
Птицы и млекопитающие — теплокровные (гомойотермные) животные. Температура их тела относительно постоянна и в значительной степени зависит от обмена веществ самого организма. Также у этих животных вырабатываются приспособления, позволяющие сохранять тепло тела (волосяной покров, плотное оперение, толстый слой подкожной жировой ткани и др.).
На большей части территории Земли температура имеет четко выраженные суточные и сезонные колебания, что обусловливает определенные биологические ритмы организмов. Температурный фактор оказывает влияние и на вертикальную зональность фауны и флоры.

Вопрос 3. Как животные и растения получают необходимую им воду?
Вода — основной компонент цитоплазмы клеток, является одним из важнейших факторов, влияющих на распространение наземных живых организмов. Недостаток воды приводит к возникновению ряда адаптации у растений и животных.
Растения извлекают нужную им воду из почвы при помощи корней. Засухоустойчивые растения имеют глубокую корневую систему, более мелкие клетки, повышенную концентрацию клеточного сока. Снижается испарение воды в результате редукции листьев, образования толстой кутикулы или воскового налета и др. Многие растения могут поглощать влагу из воздуха (лишайники, эпифиты, кактусы). Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) — тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов — луковиц или корневищ.
Все сухопутные животные для компенсации неизбежной потери воды за счет испарения или выделения нуждаются в ее периодическом поступлении. Многие из них пьют воду, другие, например амфибии, некоторые насекомые и клещи, всасывают ее через покровы тела в жидком или парообразном состоянии. У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен — выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Многие обитатели пустынь и степей (черепахи, змеи) впадают в спячку в период засухи. Ряд животных (насекомые, верблюды) для жизнедеятельности используют метаболическую воду, которая вырабатывается при расщеплении жира. Многие виды животных восполняют недостаток воды за счет ее поглощения при питье или с пищей (амфибии, птицы, млекопитающие).

Вопрос 4. Как организмы реагируют на разную освещенность?
Солнечный свет — главный источник энергии для живых организмов. Интенсивность света (освещенность) для многих организмов является сигналом к перестройке протекающих в организме процессов, что позволяет им наилучшим образом отвечать на происходящие изменения внешних условий. Особенно важен свет для зеленых растений. Биологическое действие солнечного света зависит от его характеристик: спектрального состава, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.
У многих животных условия освещенности вызывают положительную или отрицательную реакцию на свет. Некоторые насекомые (ночные бабочки) слетаются на свет, другие (тараканы) избегают его. Наибольшее экологическое значение имеет смена дня и ночи. Многие животные ведут исключительно дневной образ жизни (большинство птиц), другие — исключительно ночной (многие мелкие грызуны, летучие мыши и др.). Мелкие рачки, парящие в толще воды, держатся ночью в поверхностных водах, а днем опускаются на глубину, избегая слишком яркого света.
Ультрафиолетовая часть спектра обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина Д, эти лучи воспринимают органы зрения насекомых.
Видимая часть спектра (красные и синие лучи) обеспечивает процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). У животных видимый свет участвует в пространственной ориентации.
Инфракрасные лучи — источник тепловой энергии. Тепло важно для обеспечения терморегуляции холоднокровных животных (беспозвоночных и низших позвоночных). У растений инфракрасное излучение влияет на усиление транспирации, что способствует поглощению углекислого газа и движению воды по телу растения.
Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом. Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов. У растений фотопериодизм проявляется в синхронизации периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза; у животных — в совпадении периода размножения с обилием пищи, в миграциях птиц, смене шерстного покрова у млекопитающих, впадении в спячку, изменениях в поведении и т.д.

Вопрос 5. Как действуют на организмы загрязняющие вещества?
В результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение окружающей среды побочными продуктами производства. К таким загрязняющим агентам относятся: сероводород, двуокись серы, соли тяжелых металлов (меди, свинца, цинка и пр.), радионуклиды, побочные продукты нефтепереработки и т.д. Особенно в районах с развитой промышленностью эти вещества могут вызывать гибель организмов и стимулировать развитие мутационного процесса, что в итоге может привести к экологической катастрофе. Вредные вещества, оказавшиеся в водоёмах, в почве и в атмосфере негативно воздействуют на растения, животных и человека.
Многие загрязняющие вещества действуют как яды, приводя к вымиранию целые виды растений или животных. Другие могут передаваться по цепям питания, накапливаться в телах организмов, вызывать генные мутации, значение которых можно будет оценить лишь в будущем. Жизнь человека тоже становится невозможной в условиях загрязнения окружающей среды, потому что происходят многочисленные прямые отравления ядами, а также наблюдаются побочные действия загрязнённой среды (повышение инфекционных заболеваний, раковых заболеваний и заболеваний различных систем органов). Как правило, загрязнение природы приводит к снижению видового разнообразия и нарушению устойчивости биоценозов.

📸 Видео

§ 36 Экологические факторы и условия средыСкачать

§ 36 Экологические факторы и условия среды

Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | ИнфоурокСкачать

Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | Инфоурок

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

1. Экологические факторы и среды жизни | Экология | БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

1. Экологические факторы и среды жизни | Экология | БИОЛОГИЯ ЕГЭ

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 класс

5 класс - Биология - Экологические факторы и их влияние на живые организмыСкачать

5 класс - Биология - Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Учебный курс экология. Лекция 4. Экологические факторы средыСкачать

Учебный курс экология. Лекция 4. Экологические факторы среды

Среда обитания организмов и экологические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Среда обитания организмов и экологические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭ

Экологические факторы. 7 класс.Скачать

Экологические факторы. 7 класс.

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭ

Экологические факторы. Урок 5. Биология 5 классСкачать

Экологические факторы. Урок 5. Биология 5 класс

Экологические факторы средыСкачать

Экологические факторы среды

62 Экологические факторы Условия средыСкачать

62 Экологические факторы Условия среды

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Видеоурок по биологии 5 классСкачать

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Видеоурок по биологии 5 класс

Условия и ресурсы среды. Экологические факторыСкачать

Условия и ресурсы среды. Экологические факторы

§ 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмыСкачать

§ 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы

БИОЛОГИЯ 6 класс: Основные экологические факторы и их влияние на растенияСкачать

БИОЛОГИЯ 6 класс: Основные экологические факторы и их влияние на растения

Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)

Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторыСкачать

Организм и среда.  Среда обитания.  Экологические факторы

Факторы среды и их влияние на биоценозы | Биология 7 класс #64 | ИнфоурокСкачать

Факторы среды и их влияние на биоценозы | Биология 7 класс #64 | Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии