«Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И. Сонин
Движения организмов
Вопрос 1.
На раздражение большинство животных отвечает движением, а растения — существа неподвижные, хотя и у них встречаются двигательные реакции (тропизмы, настии, нутации).
Тропизмы — это ростовые движения растений, обусловленные изгибанием или искривлением органов в ответ на факторы среды, действующие односторонне. Они осуществляются в растущих частях растений и, как правило, являются следствием более быстрого роста клеток растяжением на одной стороне побега, корня или листа. Например. фототропизм – ростовые изгибы органов растения под влиянием действия света. При положительном фототропизме растения изгибаются в сторону источника света. Очень широко распространены движения на прикосновения (тигмотропизм), примером могут служить движения усиков лазающих растений.
Настии — обратимые движения (изгибы) органов в ответ на изменение диффузно действующих факторов внешней среды (например, открывание и закрывание цветков при смене дня и ночи у ночной красавицы). Настические движения обеспечивают защиту органов (закрывание цветков, опускание листьев) или захват предметов (движения усиков, железистых волосков росянки).
Нутации (от лат. nutatio — колебание, качание) – круговые или колебательные движения органов растений, в ряде случаев имеющие эндогенный (автономный) характер. Так, растущий побег совершает качания, в результате чего его верхушка колеблется относительно продольной оси. Например, вьющиеся растения (лианы), лазающие растения.
Вопрос 2.
Некоторые бактерии способны к перемещению. У подвижных бактерий имеется один или несколько жгутиков, с помощь которых они передвигаются в жидкой среде.
Органеллами движения у простейших служат ложноножки, жгутики или реснички. Ложноножки представляют собой временные выросты цитоплазмы. Жгутики и реснички имеют одинаковое внутреннее строение, в основе которого лежат микротрубочки, расположенные в определенном порядке и снаружи покрытые плазматической мембраной.
Вопрос 3.
Движения дождевого червя связаны с попеременными сокращениями кольцевых и продольных мышц. При этом сегменты его тела то сжимаются, то удлиняются. Движения червя начинаются с сокращения кольцевых мышц в переднем конце тела. Эти сокращения захватывают сегмент за сегментом, волной проходя через всё тело. Щетинки – плотные выросты на брюшной стороне тела червя – выпячиваются. Тело становится толще, и червь, опираясь щетинками заднего конца о почву, проталкивает передний конец тела вперёд. Затем сокращаются продольные мышцы, и волна сокращений вновь пробегает по всему телу. Опираясь на щетинки переднего конца, червь подтягивает заднюю часть тела.
Вопрос 4.
Плотность водной среды в сотни раз больше, чем воздушная. Она обладает характерной солёностью, бывает пресная и солёная вода.
Вопрос 5.
Животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Они имеют обтекаемую форму тела и специальные органы движения, назначение которых с силой отталкиваясь от воды продвигать тело вперёд.
У рыб органом движения является хвостовой плавник: изгибая его в стороны, рыба плывёт вперёд. Органами равновесия являются спинной и анальный плавники. Дополнительными органами движения являются грудные плавники, с помощью которых рыба может рулить, плыть вверх или вниз.
Моллюски, резко сдвигая створки раковины, выталкивают из неё назад струю воды и благодаря этому скачками движутся вперёд . Кальмары – морские головоногие, струю воды они выталкивают из мантийной полости. Это реактивное движение.
Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки между пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают как вёсла. Пингвины плавают с помощью крыльев.
Вопрос 6.
Китообразные в своём движении используют, в качестве основного органа движения, хвостовой плавник. Только, в отличие от рыб, хвост у китов расположен в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам быстро погружаться в воду и всплывать.
Вопрос 7.
У кальмаров реактивный способ движения. Они при движении струю воды выталкивают из мантийной полости назад, и благодаря этому скачками движутся вперёд. Вдоль тела кальмара проходит хрящевая «стрелка», поддерживающая тело. Она называется гладиус и является рудиментом раковины.
Вопрос 8.
Умеют летать насекомые, птицы и рукокрылые, они имеют органы полёта – крылья.
Вопрос 9.
Особенности строения птиц, связанные с полётом:
перьевой покров – облегчение тела при полёте;
наличие микроскопических крюков на перьях – придаёт прочность перу при полёте;
наличие крыла – основной движитель при полёте;
наличие хвоста – рулевое устройство, стабилизатор при полёте;
полые кости скелета – облегчение тела при полёте;
компактное тело, смещение центра тяжести назад – поддержание тела в равновесии при полёте;
срастание костей позвоночника, отсутствие хвостового позвоночника – укорочение тела, облегчение при полёте;
наличие килевой кости – прикрепление грудных мышц;
наличие клюва, отсутствие зубов – облегчение тела при полёте;
двойное дыхание – высокая скорость метаболизма, способность дышать при полёте;
воздушные мешки – приспособление для охлаждения тела при полете;
развитые грудные мышцы – опускатели крыльев.
Вопрос 10.
Животные, которые при ходьбе опираются на конечности – ноги, называются ходильными животными. К ходильным животным относятся членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся и млекопитающие.
Вопрос 11.
К четвероногим животным относятся земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
У земноводных, например у лягушки передние конечности значительно короче, чем задние. Поэтому лягушка перемещается по суше прыжками – прыгательный тип перемещения.
У пресмыкающихся, например у ящерицы, две пары конечностей располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени, – это хорошо видно на рисунке. Таким образом, достигается устойчивость тела ящерицы, но при этом тело её приподнято над землёй, и она вынуждена волочить брюхо. Это пресмыкающийся тип перемещения.
У млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся, бедро и голень образуют прямую линию, перпендикулярно поверхности земли, – это хорошо видно на рисунке. Таким образом, достигается большая приподнятость тела над землей, что увеличивает скорость передвижения животного.
В зависимости от того, сколько элементов стопы участвует в опоре животного при передвижении, различают стопоходящих (например, медведь), пальцеходящих (волк, кошачьи) и фалангоходящих (корова, лошадь) млекопитающих.
В зависимости от того, сколько элементов стопы участвует в опоре животного при передвижении, различают следующие типы движения у млекопитающих: стопоходящих, при ходьбе опираются на всю стопу (например, человек и медведь); пальцеходящих, при ходьбе и беге опирающихся на пальцы, что значительно увеличивает скорость их бега (волк, кошачьи); фалангоходящих, которые бегают на кончиках одного или двух пальцах (корова, лошадь, косуля).
Вопрос 12.
Стопоходящие животные, при ходьбе опираются на всю стопу (например, человек и медведь). В связи с прямохождением стопа человека приобрела сводчатую форму, обеспечивающую пружинистую походку.
Вопрос 13.
Кошка при движении опирается на пальцы конечностей, значит, она пальцеходящая.
Вопрос 14.
Копытные при беге опираются на один или два пальца. Так непарнокопытные при ходьбе опираются на один сильно разросшийся палец, например, лошадь. Парнокопытные при движении опираются на два пальца, например, козы, овцы.
Ходильные пальцы копытных покрыты роговым образованием – копытом. Хождение на пальцах позволяет копытным при движении уменьшать площадь опоры (парнокопытные) или увеличивать высоту нахождения тела относительно земли – всё это способствует увеличению скорости бега животных. Поэтому копытные самые быстрые животные, которые могут быстро и долго бегать.
🎬 Видео
История России, 7 класс, параграф 16Скачать
Биология 6 класс (Урок№16 - Движение.)Скачать
Физика 7 класс.16 параграф. Единицы скоростиСкачать
Краткий пересказ §16 Могущество папской власти. История 6 класс АгибаловаСкачать
Физика 10 класс (Урок№16 - Основные положения МКТ. Броуновское движение.)Скачать
Урок 16 (осн) Средняя скорость. Вычисление пути и времени движенияСкачать
§ 16. Скорость. Единицы скорости.Скачать
§16 "Движение", Биология 6 класс, СивоглазовСкачать
Биология параграф #16 МХИ, ПАПОРТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫСкачать
История Древнего мира, 5 класс,§ 16 "Библейские сказания"Скачать
§16 "Температура воздуха", География 6 класс, ДомогацкихСкачать
§16 .«ВОЗВРАЩЕНИЕ» ГОРОДОВ.История Средних веков. 6 класс// Авт.М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров. и др.Скачать
Биология 5 класс (Пасечник) аудио Параграф 16 « Высшие споровые растения»Скачать
Б 16. Разбор билетов ПДД 2024 на тему Движение по автомагистралямСкачать
МЕРЗЛЯК-7 КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ. ПАРАГРАФ-16. ЧАСТЬ-1Скачать
История России , 6 класс, параграф 16Скачать
История Средних веков, 6 класс, § 16 "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"Скачать
Мерзляк-6, преобразование обыкновенной дроби в десятичную, параграф-16Скачать
Биология 6 класс (Пасечник) аудио Параграф 48 «Плоды»Скачать
параграф 16. В сердце средневекового города. История 6 класс.стр 130. БойцовСкачать