Биотические факторы среды | Параграф 5. 3

«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

Типы взаимоотношений организмов в природе как факторы среды

 

 

Вопрос 1. Назовите известные вам типы взаимоотношений организмов в природе.
Существует несколько различных типов взаимоотношений живых организмов в природе. Основными среди них являются:
• хищничество;
• паразитизм;
• конкуренция;
• симбиоз.

Вопрос 2. Приведите примеры симбиоза и отметьте положительные стороны такого типа взаимодействия для обоих партнеров.
Симбиоз — форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу при совместном обитании. Термин симбиоз образован от греческого слова symbiosis «совместная жизнь».
Примером может служить взаимодействие клубеньковых бактерий с растениями. Растения обеспечивают приток питательных веществ к бактериям, а бактерии усваивают азот, образуя азотсодержащие органические соединения, необходимые растениям. Бактерии, живущие в желудочно-кишечном тракте жвачных, питаются клетчаткой, переваривая ее. При этом значительная часть продуктов переваривания достается млекопитающему-хозяину.

Вопрос 3. Расскажите о хищничестве в животном и растительном мире и дайте определение этого явления.
Хищничество — форма взаимоотношений, при которой организм одного вида использует представителей другого вида в качестве источника пищи однократно (убивая их).
Хищничество широко распространено в природе, особенно в царстве животных. Хищниками являются волки, совы, змеи, крокодилы и т. д. Хищные растения встречаются гораздо реже (например, росянка и венерина мухоловка). Также есть несколько видов хищных грибов.
Хищничество оказывает сильное воздействие как на хищника, так и на жертву. Хищники, как правило, уничтожают более слабых и больных, способствуя обновлению и укреплению популяции жертвы. Многие жертвы адаптируются в целях защиты: используют сложное приспособительное поведение, мимикрирующую окраску, различные яды. Хищники тоже совершенствуются, у некоторых из них в ходе эволюции сформировалось согласованное охотничье поведение (охота стаей у волков, дельфинов).
Долгое совместное существование хищников и жертв приводит к относительной стабилизации численности как одной, так и другой популяции. Когда возрастает численность жертв, то в связи с улучшением питания возрастает и численность хищников, тем самым ограничивая разрастание первой популяции. Когда же хищники чрезмерно уменьшают популяцию жертвы, то и их количество снижается.

Вопрос 4. Что такое паразитизм? Что вы можете сказать о разных формах паразитизма? Приведите примеры.
Паразитизм — форма взаимоотношений организмов, относящихся к разным видам, при которой один организм (паразит) использует другой организм (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания. Различают паразитов постоянных и временных. Постоянные паразиты не могут существовать во внешней среде и всю жизнь обитают в теле или на наружных покровах хозяина (аскарида, бычий цепень, вши и др.).
Временные паразиты посещают хозяина только для питания (кровососущие клещи, комары).
У некоторых постоянных паразитов все стадии жизненного цикла осуществляются в теле одного хозяина (круглые черви: трихинелла, острица), у других каждый этап жизненного цикла проходит в теле нового хозяина (некоторые паразитические плоские черви). По месту расположения в теле хозяина выделяют паразитов наружных (вши, клещи, блохи) и внутренних, обитающих и тканях или полостях хозяина (трихинелла, аскарида, сосальщики, эхинококки, малярийный плазмодий). В теле представителей паразитических видов, в свою очередь, могут обитать паразиты. Это явление получило название сверхпаразитизма.
У паразитов в результате естественного отбора развились многочисленные приспособления (идиоадаптации), способствующие добыванию пищи или удержанию в теле хозяина: колюще-сосущий ротовой аппарат, присоски, крючья и т. п.
Паразитический образ жизни оказывает глубокое влияние на строение паразитов. Естественный отбор идет у них в направлении совершенствования аппарата добывания и хранения пищи и сильного развития половой системы. Так, у кровососущих видов увеличивается вместимость пищеварительной системы за счет образования слепых выростов кишечной трубки (пиявки, клещи). Возрастает объем органов размножения. У некоторых паразитических форм они составляют основную часть массы тела. Соответственно и продуктивность паразитов очень велика. Например, свиной цепень (класс Ленточные черви) за сутки образует до 200000 Яиц.

Вопрос 5. По каким критериям можно отличить хищничество от паразитизма?
Хищничество принципиально отличается от паразитизма по нескольким параметрам:
• хищники активно ищут добычу, а паразиты ведут преимущественно прикрепленный образ жизни;
• хищник сначала умерщвляет добычу, а потом ее поедает; паразит способен питаться лишь на живом хозяине;
• для хищника смерть жертвы обязательна; для паразита — обычно нежелательна и даже опасна (поскольку гибнет «среда обитания» паразита);
• хищник за свою жизнь уничтожает и поедает много жертв; паразит использует одного, реже нескольких хозяев;
Анатомически хищники приспособлены для захвата и умерщвления добычи (наличие когтей, зубов, паутины, клюва и др.); паразиты имеют органы для прикрепления (крючья, присоски и т.п.).

Вопрос 6. Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?
Конкуренция была изучена отечественным ученым Г. Ф. Гаузе. При совместном выращивании двух видов инфузорий через некоторое время в питательной среде оставался только один из них. При этом инфузории не нападали на особей другого вида и не выделяли вредных веществ. Объяснение заключается в том, что изученные виды отличались неодинаковой скоростью роста. В конкуренции за пищу побеждал вид, особи которого быстрее размножаются. В естественных условиях конкуренция между близкородственными видами ослабевает, если один из них переходит на новый источник пищи. Надо сказать, что совместное обитание близкородственных видов возможно в тех случаях, когда они расходятся в своих экологических требованиях, т.е. занимают разные экологические ниши. Этим обусловлены имеющиеся у них различия в строении, физиологии, выборе мест и сроков размножения, поведения, способах и источниках питания и т.д. Например, зимой насекомоядные птицы избегают конкуренции за счет разных мест поиска пищи: на стволе деревьев, в кустарниках, на пнях, на крупных или мелких ветвях, и т.д.
Если представим себе, что в установившуюся экосистему проник новый вид животных. Его конкуренция со сходным видом-аборигеном может привести к трем различным результатам.
Во-первых, эти виды могут достичь постепенной специализации на определенном типе корма (насекомоядные и зерноядные птицы).
Также взаимная изоляция может наступить в том случае, если виды займут разные моста обитания (например, один оставит за собой верхний ярус леса, а другой спустится на уровень травяного покрова). В обоих случаях общее количество пищи, получаемое популяцией вида-аборигена, скорее всего, снизится, таким образом, интенсивность жизнедеятельности и численность этого вида уменьшатся.
Если же виды не смогут разделить «сферы влияния», то, как правило, в результате межвидовой борьбы за существование произойдет конкурентное исключение — один вид вытеснит другой.

🎬 Видео

Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | ИнфоурокСкачать

Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | Инфоурок

Среда обитания организмов и экологические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Среда обитания организмов и экологические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭ

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

Биотические факторы. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Видеоурок по биологии 11 класс

Биология | Выгодные отношения в природе: 3 типа комменсализмаСкачать

Биология | Выгодные отношения в природе: 3 типа комменсализма

Биотические факторы. Позитивные отношения между организмами. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Позитивные отношения между организмами. Видеоурок по биологии 11 класс

Биотические факторы. Пищевые цепи и сети. 7 класс.Скачать

Биотические факторы. Пищевые цепи и сети. 7 класс.

5 класс - Биология - Экологические факторы и их влияние на живые организмыСкачать

5 класс - Биология - Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Биотические факторы в экосистемахСкачать

Биотические факторы в экосистемах

Абиотические факторы: температура и освещенность. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Абиотические факторы: температура и освещенность. Видеоурок по биологии 11 класс

13. Среда обитания и факторы среды (5 класс) - введение в БиологиюСкачать

13. Среда обитания и факторы среды (5 класс) - введение в Биологию

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭ

Биотические факторы. Обобщение. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Обобщение. Видеоурок по биологии 11 класс

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Видеоурок по биологии 5 классСкачать

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Видеоурок по биологии 5 класс

Факторы среды и их влияние на биоценозы | Биология 7 класс #64 | ИнфоурокСкачать

Факторы среды и их влияние на биоценозы | Биология 7 класс #64 | Инфоурок

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 класс

Биология 5 класс 5-6 недели. Среда обитания. Экологические факторыСкачать

Биология 5 класс 5-6 недели. Среда обитания. Экологические факторы

Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами. Видеоурок по биологии 11 класс

5 класс - Биология - Среды обитания организмовСкачать

5 класс - Биология - Среды обитания организмов

§23 "Среды обитания. Экологические факторы", Биология 5 класс, Сивоглазов, Плешаков.Скачать

§23 "Среды обитания. Экологические факторы", Биология 5 класс, Сивоглазов, Плешаков.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии