Антропогенное воздействие на биосферу | Параграф 10.2

«Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз)

 

Влияние деятельности человека на биосферу 

 

 

Вопрос 1. С какого момента человек выделился из остальной природы? В чем его жизнь стала отличаться от жизни других живых существ?
Человек выделился из остальной природы с момента формирования у него способности к осознанной деятельности, развития умения изготавливать и использовать орудия труда, что дало ему преимущества в борьбе за существование, хотя по своим чисто физическим качествам он значительно уступал другим животным. Важнейшей вехой в развитии человека было приобретение умения сначала использовать и поддерживать, а затем и добывать огонь. Совершенствование труда и трудовых отношений, которое шло параллельно с развитием головного мозга, сознания, речи, привело к созданию новых социальных отношений. Социальные факторы в антропогенезе начали играть ведущую роль с момента появления кроманьонцев. С этого момента человек, в отличие от других существ, не стал приспосабливаться к окружающей его среде, а начал приспосабливать ее к своим потребностям.

Вопрос 2. Чем вызван экологический кризис на нашей планете?
С момента начала бурного развития промышленного производства человек наступает на природу, не задумываясь о неизбежных последствиях своей деятельности. Основные причины экологического кризиса.
1. Уменьшение биологического разнообразия природы. Человек разрушает естественные биотопы в процессе строительства городов, электростанций, плотин, дорог, в результате разработки месторождений полезных ископаемых, при ведении сельского хозяйства, вырубке лесов, осушении болот и т.д. В результате хозяйственная деятельность человека приводит к изменению и сокращению ареалов видов, нарушению их популяционной структуры. Многие виды исчезли с лица Земли, другие находятся на грани исчезновения.
2. Загрязнение окружающей среды бытовыми и промышленными отходами, которые невозможно переработать биологическим путем. Происходит загрязнение окружающей среды побочными продуктами производства. К таким загрязняющим агентам относятся: сероводород, двуокись серы, соли тяжелых металлов (меди, свинца, цинка и пр.), радионуклиды, побочные продукты нефтепереработки и т.д. Только за счёт работы тепловых электростанций в атмосферу Земли выбрасывается 250млн т золы и 60млн т SO2; 200млн т СО и 20млн т NO в год выбрасывается в атмосферу. Особенно в районах с развитой промышленностью эти вещества могут вызывать гибель организмов и стимулировать развитие мутационного процесса, что в итоге может привести к экологической катастрофе.
3. Истощение невозобновимых природных ресурсов. В промышленности происходит увеличение потребления природных ресурсов, таких как уголь, нефть, природный газ и др. Всё меньше и меньше остаётся чистой пресной воды, так как загрязнены вредными веществами реки озёра и подземные воды. Огромная масса земли выводится из оборота из-за нерационального землепользования, вырубаются леса. Всё это может привести к экологической катастрофе.

Вопрос 3. Существуют ли пути преодоления экологического кризиса?
Для преодоления экологического кризиса должна быть принята разумная стратегия, общая для всего человечества. А именно:
1. Должно быть, осознанное потребление невозобновимых природных ресурсов. Для этого нужно искать альтернативные источники энергии, основанные на возобновимых природных ресурсах, применять энергосберегающие технологии и использовать современные конструкционные материалы, которые были бы изготовлены из материалов промышленной переработки вторичного сырья, а также использование технологий, основанных на использовании вторичного сырья.
2. Отдельной стратегией должно быть развитие производств с применением оборотной воды и оборотного применения газовых смесей; применение очистных сооружений на производстве и в быту; очистка природных экосистем от воздействия вредных реагентов (очистка водоёмов от нефтяных пятен, очистка и рекреация лесных массивов и других природных биомов).
3. Необходимо четко уяснить, что ни один вид живых организмов не может жить, пренебрегая законами природы. Нельзя потреблять больше, чем производят экосистемы. Человечество должно рационально использовать знания учёных в изучении закономерностей развития природы и строго следовать им в развитии своих отношений с окружающей природой.
4. Необходимо использовать возможность выноса вредных производств за пределы Земли, например, на Луну. Таким образом, нарушение законов природы неизбежно ведёт к гибели человеческой цивилизации.

Вопрос 4. Что В. И. Вернадский понимал под ноосферой?
В. И. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».

🌟 Видео

Экология 10 класс (Урок№10 - Антропогенное влияние на биосферу.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№10 - Антропогенное влияние на биосферу.)

Антропогенное воздействие на биосферу | Биология 11 класс #34 | ИнфоурокСкачать

Антропогенное воздействие на биосферу | Биология 11 класс #34 | Инфоурок

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферуСкачать

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферу

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТ

Воздействие человека на природуСкачать

Воздействие человека на природу

Влияние человека на биосферу (человек и биосфера) | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Влияние человека на биосферу (человек и биосфера) | Биология ЕГЭ, ЦТ

Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | Умскул

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Видеоурок по биологии 11 класс

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов и внешних процессов.Скачать

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов и внешних процессов.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Видеоурок по биологии 9 класс

Антропогенные изменения почвы. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Антропогенные изменения почвы. Видеоурок по биологии 11 класс

Происхождение человека. АнтропогенезСкачать

Происхождение человека. Антропогенез

Онтогенез | Эмбриональный период развития | Биология ЦЭ, ЦТ, ЕГЭ | Эмбриогенез | Уроки по биологииСкачать

Онтогенез | Эмбриональный период развития | Биология ЦЭ, ЦТ, ЕГЭ | Эмбриогенез | Уроки по биологии

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 класс

Экология 10 класс (Урок№8 - Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глоб. экосистема.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№8 - Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глоб. экосистема.)

Эволюция биосферы | Биология 11 класс #33 | ИнфоурокСкачать

Эволюция биосферы | Биология 11 класс #33 | Инфоурок

Закон Вавилова за две минуты! | ЕГЭ по биологии | Ксения Напольская | 100балльный репетиторСкачать

Закон Вавилова за две минуты! | ЕГЭ по биологии | Ксения Напольская | 100балльный репетитор

Биосфера. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биосфера. Видеоурок по биологии 11 класс

Рациональное использование природы и ее охрана. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Рациональное использование природы и ее охрана. Видеоурок по биологии 9 класс
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии