Абиотические факторы среды | Параграф 6.3.2

 «Общая биология. 11 класс». В.Б. Захаров и др. (гдз)

 

Приспособления у растений и животных к абиотическим факторам среды

 

 

Вопрос 1. Что такое абиотические факторы среды?
Абиотические факторы — это факторы неживой природы, — свет, температура, влажность, геомагнитное поле Земли, гравитация, состав водной, воздушной, почвенной среды, роза ветров в данном регионе, микроэлементный состав почв и воды.

Вопрос 2. Какие приспособления существуют у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды?
По отношению к температуре окружающей среды живые организмы делят на две группы: пойкйлотермные, температура тела которых зависит от окружающей среды и гомойотермные, поддерживающие постоянную температуру тела независимо от ее колебаний во внешней среде.
Пойкилотермный организм не только получает теплоту из среды, но и отдает ее в пространство. За счет процессов обмена веществ животные с непостоянной температурой тела могут некоторое время регулировать температуру тела (пресмыкающиеся, пчелы и др.), но такие возможности крайне ограничены. Кроме того, у пойкилотермных организмов выработались определенные структурные, физиологические и поведенческие реакции, позволяющие избежать резких изменений температуры тела.
У животных существует много приспособлений для борьбы с переохлаждением или перегревом.
С наступлением зимы растения и пойкилотермные животные (животные с непостоянной температурой тела) впадают в состояние зимнего покоя, который характеризуется снижением интенсивности обмена веществ. В осенний период в тканях запасается большое количество жиров и углеводов; количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара и глицерин, препятствующие замерзанию. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. У растений сбрасывается листва, наблюдается одревеснение побегов и утолщение их пробкового слоя, зимующие почки водных растений опускаются на дно водоемов, птицы отлетают в более теплые края и т.п.
В жаркое время года включаются физиологические механизмы, защищающие организм от перегрева. У растений усиливается испарение воды через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У растений и животных также выработались разнообразные приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева у растений — это густое опушение, придающее листьям светлую окраску и усиливающее отражение падающего света, вертикальное положение листьев, свертывание листовых «пластинок (у злаков), уменьшение поверхности листа, развитие колючек (кактусы), способность к запасанию большого количества воды, развитая корневая система и др. Эти особенности строения одновременно обусловливают уменьшение потери воды растениями. У животных в этих условиях также усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожные покровы. Кроме того, пойкилотермные животные избегают перегрева путем выработки приспособительного поведения: выбирают места обитания с наиболее благоприятным микроклиматом. В жаркое время они скрываются в норах или под камнями, проявляя активность в определенное время суток. Гораздо меньше зависят от температурных условий среды гомойотермные животные (животные с постоянной температурой тела), что позволило им освоить практически все места обитания — от полюсов до экватора. Однако для большинства живых организмов оптимальной является температура от 15 до 30 °С.
Основные способы регуляции температуры тела у пойкилотермных животных — поведенческие: изменение позы, поиск благоприятных микроклиматических условий, смена мест обитания, рытье нор и т.п. Например, пустынная саранча в прохладные утренние часы подставляет солнечным лучам широкую боковую поверхность тела, а в полдень — узкую спинную. В жаркие часы дня многие животные прячутся в тень или норы, некоторые виды пресмыкающихся взбираются на кусты, чтобы избежать соприкосновения с раскаленной поверхностью почвы. В ряде случаев низшие растения и животные с непостоянной температурой тела переживают жаркое время года в состоянии анабиоза.

Вопрос 3. Укажите, какая часть спектра видимого излучения Солнца наиболее активно поглощается хлорофиллом зеленых растений.
Излучение Солнца выполняет по отношению к живой природе двоякую функцию. Во-первых, это источник тепла, от количества которого зависит активность жизни на данной территории; во-вторых, свет служит сигналом, определяющим активность процессов жизнедеятельности, а также ориентиром при передвижении в пространстве. Для животных и растительных организмов большое значение имеют длина волны воспринимаемого излучения, его интенсивность и продолжительность воздействия (длина светового периода суток, или фотопериод). Видимый, или белый, свет составляют около 45% общего количества лучистой энергии, падающей на Землю. Ультрафиолетовые лучи составляют около 10% всей лучистой энергии. Невидимые для человека, они воспринимаются органами зрения насекомых и служат им для ориентации на местности в пасмурную погоду. Лучи ультрафиолетовой части спектра необходимы и для нормальной жизнедеятельности человека. Под их воздействием в организме образуется витамин D.
Наибольшее значение для организмов имеет видимый свет с длиной волны от 0,4 до 0,75 мкм. Энергия видимого света используется для процессов фотосинтеза в клетках растений. При этом листьями особенно сильно поглощаются оранжево-красные (0,66—0,68 мкм) и сине-фиолетовые (0,4—0,5 мкм) лучи.

Вопрос 4. Расскажите о приспособлениях живых организмов к недостатку воды.
Вода — необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в том или ином местообитании определяет характер растительности и животного мира в данной местности.
Растения выработали ряд приспособлений к периодическому недостатку влаги. Это резкое сокращение вегетационного периода (до 4—6 недель) и длительный период покоя, который растения переживают в виде семян, луковиц, клубней и т.д. (тюльпаны, гусиный лук, мак и др.). Такие растения называются эфемерами и эфемероидами. Другие, не прекращающие роста в сухой период, имеют сильно развитую корневую систему, по массе намного превосходящую надземную часть. Уменьшение испарения достигается уменьшением листовой пластинки, ее опушением, сокращением числа устьиц, преобразованием листа в колючки, развитием водонепроницаемого воскового налета. Некоторые виды, например саксаулы, теряют листву, и фотосинтез осуществляют зеленые ветви. Многие растения способны запасать воду в тканях стебля или корня (кактус, африканские пустынные молочаи, степная таволга). Выживанию в условиях сухого периода способствуют и высокое осмотическое давление клеточного сока, препятствующее испарению, и способность терять большое количество воды (до 80%) без потери жизнеспособности.
Пустынные животные имеют особый тип обмена веществ, при котором вода образуется в организме при поедании сухого корма (грызуны). Источником воды служит и жир, накапливающийся у некоторых животных в больших количествах (верблюды, курдючные овцы). Копытные способны в поисках воды пробегать огромные расстояния. Многие мелкие животные на период засухи впадают в анабиоз (рис. 7).


Рис. 7. Двоякодышащая рыба протоптер переживает засуху (от 6—9 месяцев
до 4 лет) в состоянии анабиоза в коконе из выделяемой им слизи (А).
После дождей или при помещении кокона в воду протоптер оживает (Б, В).

Вопрос 5. Охарактеризуйте влияние различных видов ионизирующего излучения на животный и растительный организмы.
Наиболее губительное действие ионизирующее излучение оказывает на высокоразвитые и сложные организмы, причем человек отличается особой чувствительностью к подобному воздействию. Большая доза, полученная организмом за короткий промежуток времени (минуты, часы), нанимается острой в противоположность хроническим дозам, которые организм мог бы выдерживать на протяжении всего жизненного цикла. Любое превышение уровня излучения над фоновым или даже естественный высокий фон может повысить частоту мутаций. У высших растений чувствительность к ионизирующему излучению прямо пропорциональна размеру клеточного ядра. У животных такой простой зависимости нет. Для них наибольшее значение имеет чувствительность определенных органов и систем. Так, млекопитающие чувствительны даже к низким дозам вследствие легкой повреждаемости облучением костного мозга и эпителия кишечника. Радиоактивные вещества могут накапливаться в почве, воде, воздухе и и телах самих живых организмов; передаваться и аккумулироваться при передаче» по пищевой цепи.

В опрос 6. Каково влияние загрязняющих веществ на состояние биогеоценозов?
Влияние загрязняющих веществ на состояние биогеоценозов выражается в изменении свойств почв (закислении, переходе в растворимое состояние токсичных элементов); в изменении свойств воды (повышении минерализации, повышении концентрации нитратов и фосфатов, насыщении поверхностно активными веществами); изменении соотношения элементов в почве и воде, что часто приводит к ухудшению условий развития растений и животных. Как следствие, нарушается структура биоценоза, обедняется видовой состав. Численность многих растений и животных исчезают, а других, наоборот, увеличивается. Например, при загрязнении водоёма химическими реагентами происходит его заорастание, исчезают многие животные и т.д.

🔥 Видео

Абиотические факторы: температура и освещенность. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Абиотические факторы: температура и освещенность. Видеоурок по биологии 11 класс

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭ

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

Тема 4. Лимитирующие факторы средыСкачать

Тема 4. Лимитирующие факторы среды

Тема 2. Понятие о среде обитания и об окружающей среде. Факторы среды и их классификацияСкачать

Тема 2. Понятие о среде обитания и об окружающей среде. Факторы среды и их классификация

Б9 50 Абиотические факторы средыСкачать

Б9 50 Абиотические факторы среды

Биотические факторы. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Видеоурок по биологии 11 класс

Абиотические факторы: влажность, химический состав, рельеф. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Абиотические факторы: влажность, химический состав, рельеф. Видеоурок по биологии 11 класс

Биология. 7 класс. Экологическое факторы среды: абиотические и биотические /01.09.2020/Скачать

Биология. 7 класс. Экологическое факторы среды: абиотические и биотические /01.09.2020/

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Видеоурок по биологии 6 классСкачать

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Видеоурок по биологии 6 класс

Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами. Видеоурок по биологии 11 класс

Биотические факторы. Обобщение. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Обобщение. Видеоурок по биологии 11 класс

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫСкачать

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Устойчивость к факторам среды. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Устойчивость к факторам среды. Видеоурок по биологии 11 класс

Б9 53 Биотические факторы среды Взаимоотношения между организмамиСкачать

Б9 53 Биотические факторы среды  Взаимоотношения между организмами

Адаптация организма человека к факторам средыСкачать

Адаптация организма человека к факторам среды

Б9 52 Биотические факторы среды Типы связей между организмами в биоценозеСкачать

Б9 52 Биотические факторы среды  Типы связей между организмами в биоценозе

Лекция 27. Экологические факторыСкачать

Лекция 27. Экологические факторы

География. 10 класс. Антропогенные факторы в геоэкологии /27.11.2020/Скачать

География. 10 класс. Антропогенные факторы в геоэкологии /27.11.2020/

§ 25 Факторы размещения предприятий химической промышленностиСкачать

§ 25 Факторы размещения предприятий химической промышленности
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии