Абиотические факторы | Глава 17 Параграф 50

«Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

 

Абиотические факторы среды

 

 

Вопрос 1.
К абиотическим факторам среды относятся факторы неживой природы: свет, температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.

Вопрос 2.
Ультрафиолетовая часть спектра (с длиной волны более 0,3 мкм составляют примерно 10% лучистой энергии, достигающей земной поверхности) обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина D. Невидимые для человека, они воспринимаются органами зрения насекомых и служат им для ориентации на местности в пасмурную погоду.

Вопрос 3.
Видимая часть спектра (красные и синие лучи, свет с длиной волны от 0,4 до 0,75 мкм) обеспечивает процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). Он менее всего ослабляется при прохождении через плотные облака и воду. У животных видимый свет участвует в пространственной ориентации.

Вопрос 4.
Теневыносливые растения хорошо растут при полной освещенности, но адаптируются и к слабому свету. Например, крапива двудомная, гардения. и др.

Вопрос 5.
Светолюбивые растения обитают на открытых местах в условиях полного солнечного освещения (степные и луговые травы, культурные растения открытого фунта и многие другие). Но и у светолюбивых растений увеличение освещенности сверх оптимальной подавляет фотосинтез. Например, хлебные злаки — пшеница, рожь, ячмень.

Вопрос 6.
В регуляции активности живых организмов и их развитии большое значение имеет продолжительность освещения (фотопериод). Смену дня и ночи, а также изменение продолжительности светового периода суток организмы используют как сигналы для распределения своих функций во времени и для программирования своих жизненных циклов таким образом, чтобы использовать самые благоприятные условия. Например, наступление активности в разное время суток у ночных и дневных хищников ослабляет конкуренцию за добычу. В умеренных зонах выше и ниже экватора цикл развития животных и растений приурочен к определенным сезонам года. Подготовка к зиме осуществляется не на основе изменения температурных условий, которые весьма изменчивы, а вследствие сокращения длины дня, которая в отличие от других сезонных характеристик всегда одинакова в определенное время года в данном месте. Изменения фотопериода служат пусковым сигналом, включающим физиологические процессы. Весной, с удлинением светового периода, начинается рост и цветение у растений, размножение у птиц и млекопитающих. Укорочение светового периода осенью служит сигналом растениям для сбрасывания листьев, животным — для накопления жира и миграции, подготовки к зимней спячке. Изменения длины дня воспринимаются органами зрения у животных и специальными пигментами у растений. Возбуждение рецепторов вызывает ряд последовательных биохимических реакций, активацию ферментов или выделение гормонов и, наконец, физиологическую или поведенческую реакцию.
Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом.
Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов.
Способность организмов воспринимать время, наличие у них биологических часов — важное физиологическое приспособление, повышающее шансы на выживание в данных условиях среды. Там, где нет выраженных сезонных изменений климата, большинство видов не обладает фотопериодизмом. Например, у многих тропических деревьев цветение и плодоношение растянуто во времени, и на дереве одновременно встречаются и цветки, и плоды. В умеренном климате виды, успеваю¬щие быстро завершить свой жизненный цикл и не встречающиеся в активном состоянии в неблагоприятные сезоны года (эфемеры), также не проявляют фотопериодических реакций. Фотопериодизм может быть не только прямым, но и опосредованным. Так, у капустной корневой мухи зимняя диапауза (состояние покоя) развивается вследствие изменений качества пищи, возникающих в связи с подготовкой растения к холодам.

Вопрос 7.
Виды растений и животных, обитающие в зонах с недостаточной степенью увлажнения, в процессе естественного отбора эффективно приспособились к неблагоприятным условиям засушливости.
У таких растений мощно развита корневая система, по массе намного превосходящую надземную часть, повышено осмотическое давление клеточного сока, способствующее удержанию воды в тканях, утолщена кутикула листа, опушена листовая пластинка, сокращено число устьиц, листовая пластинка преобразована в колючки, развит водонепроницаемый восковой налет. Некоторые виды, например саксаулы, теряют листву, и фотосинтез осуществляют зеленые ветви. Многие растения способны запасать воду в тканях стебля или корня (кактус, африканские пустынные молочаи, степная таволга). Выживанию в условиях сухого периода способствуют и высокое осмотическое давление клеточного сока, препятствующее испарению, и способность терять большое количество воды (до 80%) без потери жизнеспособности. Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) — тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов — луковиц или корневищ.
У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен — выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Пустынные животные имеют особый тип обмена веществ, при котором вода образуется в организме при поедании сухого корма (грызуны). Источником воды служит и жир, накапливающийся у некоторых животных в больших количествах (верблюды, курдючные овцы). Копытные способны в поисках воды пробегать огромные расстояния (джейран). Многие мелкие животные на период засухи впадают в анабиоз.

🌟 Видео

Абиотические факторы: температура и освещенность. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Абиотические факторы: температура и освещенность. Видеоурок по биологии 11 класс

Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | ИнфоурокСкачать

Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | Инфоурок

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать

БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Свет, тепло, вода как абиотические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭ

Б9 50 Абиотические факторы средыСкачать

Б9 50 Абиотические факторы среды

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Шахтёр жил 17 лет под землёй и вот что с ним стало😨 #историяСкачать

Шахтёр жил 17 лет под землёй и вот что с ним стало😨 #история

Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))Скачать

Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))

Биология, 5 кл, § 17 "Среды жизни планеты Земля"Скачать

Биология, 5 кл, § 17 "Среды жизни планеты Земля"

Экологические факторы. 7 класс.Скачать

Экологические факторы. 7 класс.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Видеоурок по биологии 5 классСкачать

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Видеоурок по биологии 5 класс

Биология, 5 кл., § 18 "Экологические факторы среды"Скачать

Биология, 5 кл., § 18 "Экологические факторы среды"

Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать

Как проверяют учеников перед ЕНТ

Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)

🥐как быстро выучить стих🥐Скачать

🥐как быстро выучить стих🥐

Лекция 27. Экологические факторыСкачать

Лекция 27. Экологические факторы

Биотические факторы. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Биотические факторы. Видеоурок по биологии 11 класс

Девятиклассники впервые прошли собеседованиеСкачать

Девятиклассники впервые прошли собеседование
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии